Система современного бизнеса
Понятие системы бизнеса
В начале курса «Основы бизнеса» мы изучим наиболее важное определение состояния современного бизнеса, а именно категорию «система бизнеса».
Изучение основ бизнеса мы начнем с обращения к трем существующим в настоящее время концепциям бизнеса, которые определяются соответственно как критическая, позитивная и прагматическая концепции.
Бизнес представляет собой устойчивое явление. Деловые отношения охватывают по сути всех членов общества на всех уровнях его организации (микро-, мезо-, макро-, мега-). На тех же уровнях организации общества формируется и среда бизнеса. В среде бизнеса проявляются противоположные тенденции — конкуренция и интеграция. Сами деловые отношения разнообразных субъектов бизнеса опосредуются мобильной и институциональной инфраструктурой бизнеса, причем каждый из участников конкретных деловых связей выступает как элемент инфраструктуры бизнеса по отношению к участникам деловых связей между другими субъектами бизнеса. Экономическая и неэкономическая среда бизнеса обусловливают друг друга и оказывают друг на друга взаимное влияние.
Все вышеназванные особенности современного бизнеса были исторически сформированы под воздействием закономерностей, которые принято называть становлением и развитием органической системы.
Для целей последующего описания современного бизнеса нам необходимо обратиться к ряду понятий общей теории систем и системного анализа.
Под системой принято понимать совокупность неразрывно связанных между собой элементов единого целого. Наряду с системами в природе и в обществе встречаются совокупности случайно составленных предметов, либо не обусловленных объективно отношений. Скажем, кинофильм является системой, а попытки вставить в трансляцию этого фильма по телепрограмме рекламных роликов не ведут к созданию новой системы, а, напротив, фактически разрушают существующую.
Органической является самодостаточная — самостоятельно регулирующая себя («саморегулирующаяся») и самостоятельно развивающаяся («саморазвивающаяся») — система. В ходе развития органической системы признаки каждого из ее элементов становятся более явными и характерными, связи между элементами — более разнообразными, сложными, а следовательно, - более устойчивыми, а целостность самой системы постоянно укрепляется. Система может не быть органической в тех случаях, когда она конструируется искусственно и поэтому ее регулирование и развитие может осуществляться исключительно за счет внешнего воздействия на ее элементы или на всю систему в целом. Неорганические (искусственно сконструированные) системы не имеют внутренних импульсов развития, а поэтому они недолговечны.
Система - это совокупность органически взаимосвязанных между собой элементов (процессов, отношений, видов деятельности). Органический характер взаимосвязи элементов означает, что ни один из них не может существовать без связи с другими. Всякая органическая система всегда находится в развитии в направлении своей целостности (т.е. нерушимости), в ходе которого происходит становление и укрепление ее системных качеств (т.е. качеств, свойств, присущих системе в целом, но не ее элементам в отдельности)
Для правильного понимания того, как именно устроен современный бизнес, в чем причины его устойчивости и каковы перспективы его развития целесообразно выяснить, насколько бизнес как объективное явление может быть отнесен к числу системных объектов и в какой мере он обладает перечисленными выше системными признаками.
В качестве элементов бизнеса здесь и далее будут рассматриваться субъекты бизнесы, их деловые интересы, объекты деловых отношений (товары, услуги, работы, деньги), институты бизнеса (организации, осуществляющие координацию и регулирование деловых связей на различных уровнях организации общества).
Элементы бизнеса обладают генетическим соответствием, поскольку субъектам бизнеса присущи однопорядковые деловые интересы, заставляющие их вступать в деловые отношения между собой.
Деловые интересы субъектов бизнеса являются не только однопорядковыми, но и исторически неизменными. Во все времена субъекты бизнеса стремятся, с одной стороны, к укреплению своих собственнических полномочий, повышению личной конкурентоспособности и увеличению размеров доходов, а с другой стороны, все они вынужденно «работают на общество».
Связи между субъектами бизнеса имеют существенный характер, поскольку они возникают из-за жизненно-важной необходимости каждого из субъектов бизнеса вступать в отношения с другими субъектами бизнеса в целях реализации каждым из них потребности в обмене деятельности и результатами деятельности.
Формируемые между субъектами бизнеса разнообразные деловые связи выступают как «ансамбль», поскольку каждому из субъектов бизнеса приходится для достижения своих целей постоянно взаимодействовать с самыми разными категориями контрагентов и, в свою очередь, оказываться полезным им. Этот ансамбль интегрирует субъектов бизнеса в единое целое - собственно в систему бизнеса, обладающую признаками воспроизводимости и эквивалентной потенциальности.
Внутри системы бизнеса происходит интегрирование субъектов бизнеса в обслуживающую друг друга инфраструктуру бизнеса, включающую институциональных посредников, которые действуют по вертикали и горизонтали деловых связей между производителями материальных благ, потребителями, остальными субъектами бизнеса. Все субъекты бизнеса влияют друг на друга, а их постоянное взаимодействие обусловливает эволюцию системы.
Система бизнеса является «организационным множеством». Организация бизнеса на микроуровне требует от субъекта бизнеса обеспечение методов управления деятельностью (менеджмент) и методов адекватного реагирования на контрагентов (маркетинг, деловые коммуникации, имидж). На других уровнях организации система бизнеса порождает специфические общественные, государственные и международные институты, которые наделяются другими субъектами бизнеса полномочиями в области координации, регулирования и развития системы как единого целого.
Укрепляя собственнические полномочия, субъекты бизнеса вынуждены заботиться об усилении конкурентоспособности своего делового потенциала, являющегося объектом их собственности. Никто не хотел бы владеть неэффективным предприятием или банком, поэтому стремление к расширению объектов собственности сопровождается на деле повышением эффективности деловой деятельности и результативности деловых связей.
Реализация стремления субъектов бизнеса к увеличению размеров доходов от занятия тем или иным видом деятельности так же способствует воспроизведению системы бизнеса, ибо чем доходнее, к примеру, предпринимательский бизнес, тем большие средства может реинвестировать предприниматель в свою деятельность в новом периоде, тем эффективнее окажутся его связи с другими субъектами бизнеса. Чем выше доходы наемного работника, тем эффективнее сможет он воспроизвести свою рабочую силу, тем полезнее окажется его труд как субъекта наемно-трудового бизнеса.
Признание общественной значимости результатов деятельности субъектов бизнеса проявляется посредством реализации ими своих интересов, не только общественных, но и эгоистических. Со своей стороны, субъекты бизнеса, постоянно извлекающие из своей деятельности высокие доходы, повышающие личную конкурентоспособность, не только расширяют свое дело и укрепляют положение на рынке, но и усиливают в конечном итоге всю совокупность деловых связей. Тем самым происходит воспроизведение системы бизнеса на более высоком уровне, или мультипликация системы бизнеса.
Для организации деятельности по производству продуктов, необходимых на рынке, предпринимательские фирмы опираются на возможности, существующие в обществе, по обеспечению своей деятельности сырьем, материалами и оборудованием, на трудовой потенциал общества и его сбытовую сеть. Они вступают в деловые отношения с владельцами материальных условий производства, с торговыми, информационными и финансовыми посредниками, а также с необходимыми для организации производства потенциальными работниками. Покупая сырье, машины, оборудование, нанимая работников, фирмы создают новые рабочие места и обеспечивают новые возможности своим деловым партнерам.
Если предпринимательская фирма строит дорогу, то ее менеджеры обязаны заплатить деньги за купленные у контрагентов строительные материалы, строительную технику, полностью оплатить труд наемных работников, у которых, возможно, ранее вообще не было работы. На полученную зарплату наемные работники данной компании, а заодно и служащие фирм-контрагентов приобретут необходимые им продукты питания, другие предметы повседневного спроса, а некоторые из них купят, к примеру, автомобили.
Производители продуктов питания, других предметов потребления, автомобилей, а также все субъекты бизнеса, составляющие институциональную инфраструктуру их деятельности, получат дополнительный спрос на свои услуги и товары. Это позволит им расширить рамки своего бизнеса. В свою очередь, работники, нанятые для производства дополнительных автомобилей, либо для оказания любых посреднических услуг, необходимых для продвижения автомобилей из производства к потребителям, купят дополнительное количество предметов потребления, воспользуются различными потребительскими услугами.
Так частные интересы субъектов бизнеса оказываются побудительным мотивом общественного развития, а совершенствование системы бизнеса -основой последующих стремлений субъектов бизнеса к реализации частных интересов на новом уровне.
Описанный выше механизм и называется мультиплицированием системы бизнеса. Его суть состоит, во-первых, в последовательном распространении деловых отношений на новые виды общественно-полезной деятельности, удовлетворение новых потребностей, на вовлечение в деловые отношения новых людей, а во-вторых, в развитии бизнеса не только «вширь», но и «вглубь»: воспроизводимые деловые связи с каждым последующим мультиплицированием системы бизнеса делаются все более устойчивыми и инвариантными. Система бизнеса развивает себя сама, обеспечивая собственную инвариантность и укрепляя целостность составляющих ее связей и элементов.
Взаимодействуя с экономической и неэкономической внешней средой, субъекты бизнеса демонстрируют еще один системный признак бизнеса, а именно эквивалентную потенциальность системы бизнеса. Здесь мы укажем лишь на одно из свойств эквивалентной потенциальности системы бизнеса, а именно на эффект мультипликатора.
Постоянное мультиплицирование системы бизнеса выражается в том, что создание любого нового дела влечет за собой развитие новых потребностей, которые порождают новые деловые связи и так до бесконечности. Но мультиплицирование системы бизнеса происходит в среде бизнеса, которая, напомним, с одной стороны, влияет на действия субъектов бизнеса, а с другой стороны, сама оказывается объектом воздействия системы бизнеса. Поэтому, развиваясь, система бизнеса, образно выражаясь, тащит за собой всю совокупность общественных связей и отношений, существующих на всех уровнях организации общества (мега-, макро-, других). Не случайно, бизнес воспринимается в сознании многих людей как главный двигатель общественного прогресса.
Эффект мультипликатора - это цепная реакция, в ходе которой любые изменения в сторону их расширения или углубления влияют на изменения всех форм общественных отношений.
Контрольные вопросы
Деловые отношения охватывают по сути всех членов общества на всех уровнях его организации. Перечислите эти уровни.
Какие противоположные тенденции проявляются в среде бизнеса?
Какие среды бизнеса обусловливают друг друга и оказывают друг на друга взаимное влияние?
Какая система является самодостаточной — самостоятельно регулирующей себя («саморегулирующейся») и самостоятельно развивающейся («саморазвивающейся»)?
Что означает органический характер взаимосвязи элементов в органической системе?
Что рассматривается в качестве элементов бизнеса?
Что такое "эффект мультипликатора"?
- Система современного бизнеса
- Концепции бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса.
- Субъекты бизнеса.
- Деловые интересы в бизнесе
- Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно- государственного и частно-государственного бизнеса
- 2.1 Развитие предпринимательства в России.
- 2.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
- 2.3 Частное предпринимательство Частный предпринимательский бизнес
- 2.4 Малые предприятия Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.
- 2.5 Государственные и муниципальные предприятия
- 2.6 Полные товарищества
- 2.7 Общества с ограниченной ответственностью
- 2.8 Акционерные общества
- 2.9 Некоммерческие организации
- 2.10 Финансово-промышленные группы
- 2.11 Холдинговые компании
- 2.12 Оффшорные предприятия
- 3.1 Организация и регистрация предпринимательской фирмы.
- 3.2 Подготовительный этап создания предпринимательской фирмы
- 3.3 Документы на учреждение предпринимательской фирмы
- 3.4 Устав фирмы
- 3.5 Учредительный договор фирмы
- 3.6 Учредители и участники предпринимательской фирмы
- 3.7 Бизнес-план фирмы
- 4.1 Реорганизация и ликвидация фирмы.
- 4.2 Слияние и поглощение предпринимательских фирм
- Технологии преобразования предпринимательской фирмы
- 4.3 Формы ликвидации фирмы
- 4.4 Понятие банкротства
- 5.1 Конкуренция в системе бизнеса.
- 5.2 Сущность конкуренции.
- 5.3 Конкуренция и монополия
- 5.4 Типы конкурентного поведения фирмы.
- 5.5 Виды и методы конкуренции
- 5.6 Стратегия конкуренции
- 5.7 Антимонопольное регулирование экономики
- 7.1 Менеджмент и маркетинг в системе бизнеса.
- 7.2 Инфраструктура бизнеса
- 7.3 Основные элементы инфраструктуры бизнеса
- 7.4 Товарный рынок.
- 7.5 Товарные посредники
- 7.6 Информационный рынок
- 7.7 Рынок труда
- 7.8 Финансовый рынок
- 7.9 Инвестиционные посредники
- Глоссарий