logo search
Конспект лекций_Основы бизнеса

Система современного бизнеса

Понятие системы бизнеса

В начале курса «Основы бизнеса» мы изучим наиболее важное определе­ние состояния современного бизнеса, а именно категорию «система бизнеса».

Изучение основ бизнеса мы начнем с обращения к трем существующим в настоящее время концепциям бизнеса, которые опре­деляются соответственно как критическая, позитивная и прагматическая кон­цепции.

Бизнес представляет собой устойчивое явление. Деловые отношения охватывают по сути всех членов общества на всех уров­нях его организации (микро-, мезо-, макро-, мега-). На тех же уровнях орга­низации общества формируется и среда бизнеса. В среде бизнеса проявляют­ся противоположные тенденции — конкуренция и интеграция. Сами деловые отношения разнообразных субъектов бизнеса опосредуются мобильной и ин­ституциональной инфраструктурой бизнеса, причем каждый из участников конкретных деловых связей выступает как элемент инфраструктуры бизнеса по отношению к участникам деловых связей между другими субъектами бизнеса. Экономическая и неэкономическая среда бизнеса обусловливают друг друга и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Все вышеназванные особенности современного бизнеса были историче­ски сформированы под воздействием закономерностей, которые принято на­зывать становлением и развитием органической системы.

Для целей последующего описания совре­менного бизнеса нам необходимо обратиться к ряду понятий общей теории систем и системного анализа.

Под системой принято понимать совокупность неразрывно связанных между собой элементов единого целого. Наряду с системами в природе и в об­ществе встречаются совокупности случайно составленных предметов, либо не обусловленных объективно отношений. Скажем, кинофильм является си­стемой, а попытки вставить в трансляцию этого фильма по телепрограмме ре­кламных роликов не ведут к созданию новой системы, а, напротив, фактиче­ски разрушают существующую.

Органической является самодостаточная — самостоятельно регулирую­щая себя («саморегулирующаяся») и самостоятельно развивающаяся («са­моразвивающаяся») — система. В ходе развития органической системы признаки каждого из ее элементов становятся более явными и характерны­ми, связи между элементами — более разнообразными, сложными, а следо­вательно, - более устойчивыми, а целостность самой системы постоянно ук­репляется. Система может не быть органической в тех случаях, когда она конструируется искусственно и поэтому ее регулирование и развитие мо­жет осуществляться исключительно за счет внешнего воздействия на ее эле­менты или на всю систему в целом. Неорганические (искусственно сконст­руированные) системы не имеют внутренних импульсов развития, а поэто­му они недолговечны.

Система - это совокупность органически взаимосвязанных между собой элементов (процессов, отношений, видов деятельности). Органический ха­рактер взаимосвязи элементов означает, что ни один из них не может суще­ствовать без связи с другими. Всякая органическая система всегда находится в развитии в направлении своей целостности (т.е. нерушимости), в ходе которого происходит становление и укрепление ее системных качеств (т.е. ка­честв, свойств, присущих системе в целом, но не ее элементам в отдельности)

Для правильного понимания того, как именно устроен современный биз­нес, в чем причины его устойчивости и каковы перспективы его развития це­лесообразно выяснить, насколько бизнес как объективное явление может быть отнесен к числу системных объектов и в какой мере он обладает пере­численными выше системными признаками.

В качестве элементов бизнеса здесь и далее будут рассматриваться субъекты бизнесы, их деловые интересы, объекты деловых отношений (това­ры, услуги, работы, деньги), институты бизнеса (организации, осуществляю­щие координацию и регулирование деловых связей на различных уровнях ор­ганизации общества).

Элементы бизнеса обладают генетическим соответствием, поскольку субъектам бизнеса присущи однопорядковые деловые интересы, застав­ляющие их вступать в деловые отношения между собой.

Деловые интересы субъектов бизнеса являются не только однопорядковыми, но и исторически неизменными. Во все времена субъекты бизнеса стре­мятся, с одной стороны, к укреплению своих собственнических полномочий, повышению личной конкурентоспособности и увеличению размеров дохо­дов, а с другой стороны, все они вынужденно «работают на общество».

Связи между субъектами бизнеса имеют существенный характер, по­скольку они возникают из-за жизненно-важной необходимости каждого из субъектов бизнеса вступать в отношения с другими субъектами бизнеса в це­лях реализации каждым из них потребности в обмене деятельности и резуль­татами деятельности.

Формируемые между субъектами бизнеса разнообразные деловые связи выступают как «ансамбль», поскольку каждому из субъектов бизнеса прихо­дится для достижения своих целей постоянно взаимодействовать с самыми разными категориями контрагентов и, в свою очередь, оказываться полезным им. Этот ансамбль интегрирует субъектов бизнеса в единое целое - собствен­но в систему бизнеса, обладающую признаками воспроизводимости и эквива­лентной потенциальности.

Внутри системы бизнеса происходит интегрирование субъектов биз­неса в обслуживающую друг друга инфраструктуру бизнеса, включающую институциональных посредников, которые действуют по вертикали и го­ризонтали деловых связей между производителями материальных благ, потребителями, остальными субъектами бизнеса. Все субъекты бизнеса влияют друг на друга, а их постоянное взаимодействие обусловливает эволю­цию системы.

Система бизнеса является «организационным множеством». Органи­зация бизнеса на микроуровне требует от субъекта бизнеса обеспечение методов управления деятельностью (менеджмент) и методов адекватного реагирования на контрагентов (маркетинг, деловые коммуникации, имидж). На других уровнях организации система бизнеса порождает спе­цифические общественные, государственные и международные институ­ты, которые наделяются другими субъектами бизнеса полномочиями в области координации, регулирования и развития системы как единого целого.

Укрепляя собственнические полномочия, субъекты бизнеса вынужде­ны заботиться об усилении конкурентоспособности своего делового по­тенциала, являющегося объектом их собственности. Никто не хотел бы владеть неэффективным предприятием или банком, поэтому стремление к расширению объектов собственности сопровождается на деле повышени­ем эффективности деловой деятельности и результативности деловых связей.

Реализация стремления субъектов бизнеса к увеличению разме­ров доходов от занятия тем или иным видом деятельности так же способствует воспроизведению системы бизнеса, ибо чем доходнее, к примеру, предпринимательский бизнес, тем большие средства может реин­вестировать предприниматель в свою деятельность в новом периоде, тем эффективнее окажутся его связи с другими субъектами бизнеса. Чем выше доходы наемного работника, тем эффективнее сможет он воспроизвести свою рабочую силу, тем полезнее окажется его труд как субъекта наемно-трудового бизнеса.

Признание общественной значимости результатов деятельности субъ­ектов бизнеса проявляется посредством реализации ими своих интересов, не только общественных, но и эгоистических. Со своей стороны, субъекты бизнеса, постоянно извлекающие из своей деятельности высокие доходы, повышающие личную конкурентоспособность, не только расширяют свое дело и укрепляют положение на рынке, но и усиливают в конечном итоге всю совокупность деловых связей. Тем самым происходит воспроизведе­ние системы бизнеса на более высоком уровне, или мультипликация си­стемы бизнеса.

Для организации деятельности по производству продуктов, необ­ходимых на рынке, предпринимательские фирмы опираются на воз­можности, существующие в обществе, по обеспечению своей деятель­ности сырьем, материалами и оборудованием, на трудовой потенциал общества и его сбытовую сеть. Они вступают в деловые отношения с владельцами материальных условий производства, с торговыми, ин­формационными и финансовыми посредниками, а также с необходи­мыми для организации производства потенциальными работниками. Покупая сырье, машины, оборудование, нанимая работников, фирмы создают новые рабочие места и обеспечивают новые возможности сво­им деловым партнерам.

Если предпринимательская фирма строит дорогу, то ее менеджеры обязаны заплатить деньги за купленные у контрагентов строительные ма­териалы, строительную технику, полностью оплатить труд наемных ра­ботников, у которых, возможно, ранее вообще не было работы. На полу­ченную зарплату наемные работники данной компании, а заодно и служа­щие фирм-контрагентов приобретут необходимые им продукты питания, другие предметы повседневного спроса, а некоторые из них купят, к при­меру, автомобили.

Производители продуктов питания, других предметов потребления, ав­томобилей, а также все субъекты бизнеса, составляющие институциональную инфраструктуру их деятельности, получат дополнительный спрос на свои ус­луги и товары. Это позволит им расширить рамки своего бизнеса. В свою оче­редь, работники, нанятые для производства дополнительных автомобилей, либо для оказания любых посреднических услуг, необходимых для продви­жения автомобилей из производства к потребителям, купят дополнительное количество предметов потребления, воспользуются различными потреби­тельскими услугами.

Так частные интересы субъектов бизнеса оказываются побудительным мотивом общественного развития, а совершенствование системы бизнеса -основой последующих стремлений субъектов бизнеса к реализации частных интересов на новом уровне.

Описанный выше механизм и называется мультиплицированием сис­темы бизнеса. Его суть состоит, во-первых, в последовательном распространении деловых отношений на новые виды общественно-полезной дея­тельности, удовлетворение новых потребностей, на вовлечение в деловые отношения новых людей, а во-вторых, в развитии бизнеса не только «вширь», но и «вглубь»: воспроизводимые деловые связи с каждым после­дующим мультиплицированием системы бизнеса делаются все более ус­тойчивыми и инвариантными. Система бизнеса развивает себя сама, обес­печивая собственную инвариантность и укрепляя целостность составляю­щих ее связей и элементов.

Взаимодействуя с экономической и неэкономической внешней сре­дой, субъекты бизнеса демонстрируют еще один системный признак биз­неса, а именно эквивалентную потенциальность системы бизнеса. Здесь мы укажем лишь на одно из свойств эквива­лентной потенциальности системы бизнеса, а именно на эффект муль­типликатора.

Постоянное мультиплицирование системы бизнеса выражается в том, что создание любого нового дела влечет за собой развитие новых потребно­стей, которые порождают новые деловые связи и так до бесконечности. Но мультиплицирование системы бизнеса происходит в среде бизнеса, кото­рая, напомним, с одной стороны, влияет на действия субъектов бизнеса, а с другой стороны, сама оказывается объектом воздействия системы бизнеса. Поэтому, развиваясь, система бизнеса, образно выражаясь, тащит за собой всю совокупность общественных связей и отношений, существующих на всех уровнях организации общества (мега-, макро-, других). Не случайно, бизнес воспринимается в сознании многих людей как главный двигатель общественного прогресса.

Эффект мультипликатора - это цепная реакция, в ходе которой лю­бые изменения в сторону их расширения или углубления влияют на измене­ния всех форм общественных отношений.

Контрольные вопросы

  1. Деловые отношения охватывают по сути всех членов общества на всех уровнях его организации. Перечислите эти уровни.

  2. Какие противоположные тенденции проявляются в среде бизнеса?

  3. Какие среды бизнеса обусловливают друг друга и оказывают друг на друга взаимное влияние?

  4. Какая система является самодостаточной — самостоятельно регулирующей себя («саморегулирующейся») и самостоятельно развивающейся («саморазвивающейся»)?

  5. Что означает органический характер взаимосвязи элементов в органической системе?

  6. Что рассматривается в качестве элементов бизнеса?

  7. Что такое "эффект мультипликатора"?