logo search
Билеты по мировой экономике

1. Условия возникновения и развития товарного производства. Товар и его свойства. Виды товаров.

Причины (а следовательно и условия) возникновения товарного производства следует искать прежде всего в каждой из составляющих экономических отношений — технико-экономических и производственных отношениях (отношениях экономической собственности). Общественное разделение труда. Концентрированным выражением развития технико-экономических отношений является общественное разделение труда. В предыдущей теме было названо первых три больших дели труды. Общественное разделение труда выступает в трех основных формах: общей, частичной и единичной. Общая форма — разделение общественного производства на отдельные сферы, роды: промышленность, сельское хозяйство, сферы материального и невещественного производства. Частичная форма — распределение сфер и родов на отдельные отрасли, виды производства. Да, в промышленности выделяют тяжелую, легкую, пищевую но др. Единичная форма — разделение труда внутри отдельного предприятия на профессии, виды занятости (токарь, слесарь, и тому подобное). Непосредственно материальной формой возникновения и развития товарного производства общий и частичный дели труды.

Причины (а следовательно и условия) возникновения товарного производства следует искать прежде всего в каждой из составляющих экономических отношений — технико-экономических и производственных отношениях (отношениях экономической собственности). Общественное разделение труда. Концентрированным выражением развития технико-экономических отношений является общественное разделение труда. В предыдущей теме было названо первых три больших дели труды. Общественное разделение труда выступает в трех основных формах: общей, частичной и единичной. Общая форма — разделение общественного производства на отдельные сферы, роды: промышленность, сельское хозяйство, сферы материального и невещественного производства. Частичная форма — распределение сфер и родов на отдельные отрасли, виды производства. Да, в промышленности выделяют тяжелую, легкую, пищевую но др. Единичная форма — разделение труда внутри отдельного предприятия на профессии, виды занятости (токарь, слесарь, и тому подобное). Непосредственно материальной формой возникновения и развития товарного производства общий и частичный дели труды. Общественное разделение труда предусматривает специализацию, то есть закрепления отдельных личностей и целых трудовых коллективов за определенными производствами или отдельными видами деятельности. А. Смит называл специализацию "ключем к богатству нации". Такая высокая оценка предопределена процессом создания специализацией важных предпосылок для роста производительности труда, в частности путем повышения эффективности использования одних и тех же средств труда при их постоянном использовании, повышение профессионального уровня работников и нагромождения их производственного опыта, создание условий для внедрения механизации производственных процессов но др. Другими формами технико-экономических отношений является кооперация (обратная сторона специализации), обмен деятельностью, между людьми, концентрация производства. Экономическая обособленность товаропроизводителей. Выясним роль в возникновении товарного производства отношений экономической собственности. Если вспомнить, что, с одной стороны, товарное производство возникает с момента распада первобытнообщинного строя, а из другого — его появление тесно связано с отношениями собственности, то нетрудно прийти к выводу, что причиной его возникновения является существование частной собственности на средства производства. Но два больших общественных дели труды состоялись при первобытнообщинном строе, а товарного обмена и товарного производства там не существовало. Это значит, что одного общественного разделения труда недостаточно для перехода натурального хозяйства в товарное. Кроме того, частная собственность существует в форме частной трудовой и частной нетрудовой (рабовладельческой, феодальной но др.). Причиной товарного производства со стороны отношений собственности является при современных условиях наличие и других форм собственности. Поэтому для того, чтобы не перечислять при выяснении причины возникновения товарного производства все формы собственности, в научное обращение ввели обобщающее понятие — "економічна обособленность товаропроизводителей ". Именно это условие превращает любой обмен в товарный, а натуральную форму производства на товарную. Обмен между разными владельцами не может быть нетоварным. Товарное производство. Если просуммировать важнейшие причины возникновения товарного производства, то можно дать обобщающее определение его сущности. Если на личное потребление направлялись все изготовленные продукты, такое производство было натуральным. Переход простого товарного производства в капиталистическое связан с превращением на товар рабочей силы наемных работников. Простое товарное производство превратилось в капиталистическое еще в начале XVI ст., но оно существует и в настоящее время. Практика свидетельствует, что даже в развитых странах мира частично имеется простая форма товарного производства (фермеры, которые не нанимают чужого труда, мелкие производители в сфере услуг и тому подобное). В странах Африки и Латинской Америки почти 90% товаропроизводителей являются мелкими. Существует эта форма производства и в Украине.

Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена. Товаром может быть материальное благо или услуга. Товар должен удовлетворять потребность человека, без этого он не будет куплен. Свойство товара удовлетворять какую-либо потребность человека называется потребительной стоимостью. Она зависит от естественных свойств вещей, которые обнаруживаются в процессе исторического развития. Один товар может удовлетворять несколько потребностей человека, с развитием науки человек открывает и использует новые полезные свойства товара.

Потребительная стоимость в виде вещей и услуг будет производиться всегда. Конечной целью любого общества является создание потребительных стоимостей - это категория вечная. Но она и историческая, переменная. Она является не только материальной основой обмена, но и выражает степень общественного разделения труда, его историческую зрелость. Потребительная стоимость не выражает общественных производственных отношений, а отражает естественные отношения между вещами и людьми.

Продукты труда имеют потребительную стоимость, но не являются товарами, если изготовлены для себя. Части природы (воздух) тоже не являются товаром (не являются продуктом человеческого труда). Продукты труда, которые имеют общественную потребительную стоимость, становятся товарами в сфере обмена. То есть потребительная стоимость становится вещественным носителем общественных отношений или меновой стоимостью (свойство товара в любых количественных пропорциях обмениваться на другой товар (1кг мяса - на 1 г ткани). В разных товарах есть общее свойство – они являются продуктами труда. Их приравнивание означает объективное равенство еще до обмена. Внутренним содержанием товара является его стоимость – вложенный в товар труд. Это то общее, что находит выражение в меновом соотношении.

Сущностью товара является стоимость, но проявляется она лишь через обмен, через меновую стоимость. Как потребительные стоимости товары качественно различаются, как стоимости – имеют общую меру.

Стоимость – категория историческая, существует лишь в товарном производстве и выражает отношения между товаропроизводителями по поводу сравнения их затрат на производство товаров и услуг, которыми они обмениваются.

Потребительная стоимость и стоимость как количественная и качественная определенность, в единстве выражают сущность товара. Без потребительной стоимости нет стоимости и наоборот. Противоречие между ними в том, что производители изготовливают товары ради реализации их стоимости, а покупатели заинтересованы в получении потребительной стоимости. Но для реализации потребительной стоимости необходимо реализовать товар как стоимость, надо чтобы потребительная стоимость получила общественное признание. В условиях товарного производства не вся потребительная стоимость получит общественное признание и будет реализована как стоимость.

Нормальные товары — товары, спрос на которые возрастает при росте доходов покупателей.

Товары низшей категории — товары, величина спроса на которые может снизиться при росте доходов покупателей.