logo
Билеты по мировой экономике

3. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения. Потребительский выбор.

Способ, которым потребители, делающие покупки на свободном рынке, распределяют свои совокупные расходы на покупку товаров/услуг.

Кривые безразличия

кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. Понятие кривой безразличия восходит к Фрэнсису Эджворту и Вильфредо Парето.

Потребительский выбор

Изучив предпочтения и бюджетные ограничения по­требителя, мы теперь можем показать, как отдельные по­требители выбирают, сколько товаров каждого вида заку­пить. "Мы предполагаем, что потребители делают такой выбор рациональным путем. Под этим мы подразумеваем, что они выбирают товары так, чтобы достичь максималь­ного удовлетворения своих потребностей при заданном ограниченном бюджете.

Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен отвечать двум требованиям. Во-первых, он должен находиться на бюджетной линии. Чтобы понять, почему это так, заметим, что любой набор потребительских то­варов слева или ниже бюджетной линии оставляет неиз­расходованной некоторую часть дохода, которая могла бы увеличить удовлетворение потребностей потребителя. Конечно, потребители могут, — а иногда так и поступа­ют, — отложить часть доходов для будущего потребления. Но это значит, что выбор сделан не просто между про­дуктами питания и одеждой, а между продовольствием и одеждой в настоящее время и в будущем. Здесь мы упрощаем ситуацию, предполагая, что весь доход расхо­дуется в настоящее время. Отметим, что любой набор потребительских товаров и услуг справа и выше бюджетной линии не может быть закуплен в рамках имеющегося дохода. Таким образом, выбор возможен только из сово­купности наборов, расположенных на бюджетной линии. Второе важное условие состоит в том, что оптималь­ный набор потребительских товаров и услуг должен пре­доставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание. Эти два условия сводят проблему максимиза­ции удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии.