logo
Билеты по мировой экономике

2. Совокупный спрос и совокупное предложение, их взаимодействие.

Важнейшим методом исследования экономической теории является метод равновесного анализа. В масштабе всей экономики на первый план выступает равновесие между доходами и расходами общества, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. При этом важнейшим вопросом является: обладает ли рыночным механизм, предоставленный самому себе, способностью обеспечить равенство совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости? Классическая и кейнсианская теории по-разному отвечают на этот вопрос. В этой лекции будут рассмотрены основные положения этих теорий.

Совокупным спросом называют сумму всех видов спроса на конечную продукцию и услуги. Он представляет в денежной форме потребности со стороны населения, государства и предприятий.

На совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.

К неценовым факторам относятся:

Совокупное предложение представляет собой все количество материальных благ и услуг, которое предприятия предлагают на рынке населению, государству и друг другу.

К факторам, влияющим на совокупное предложение, относят:

При прочих равных условиях совокупный спрос тем ниже, чем выше уровень цен. Рынок находится в равновесии, если при существующем уровне цен на товары совокупное предложение равно совокупному спросу (точка Е). Увеличение совокупного спроса сдвигает кривую спроса вправо на уровень AD1 и точку рыночного равновесия — на уровень Ер показывающий, что при неизменном уровне совокупного предложения уровень цен возрастет и объемы производства возрастут. Напротив, снижение совокупного спроса сдвинет кривую спроса влево на уровень AD2, точку рыночного равновесия — на уровень Е2, показывающую, что при неизменном предложении уровень цен и объемы производства упадут.