logo
Билеты по мировой экономике

1. Понятие спроса. Закон и кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос.

Спрос - это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей товара. Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени . Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами. На величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться из-за рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо знать, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление . Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике. Если цены за единицу товара Р отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос Q, - по оси абсцисс, то и получим такой график

Неценовые

Наличие или отсутствие товаров-субститутов

Наличие комплементарных или дополняющих услуг

Размеры доходов потребителей

Полезность товара

Изменение предпочтений потребителя

Изменение числа покупателей на рынке

Информационные ожидания

Ценовые

Изменение цены на изменение объёма спроса

Изменение реального дохода потребителя в результате изменения цен

Замена одного товара на реальный доход потребителя