1. Необходимость вмешательства государства в экономику и его границы. Функции государства в экономике.
Государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. В древности ученые (Платон, Аристотель, Цицерон) рассматривали государство как форму человеческого общежития или как среду, в которой человек находит условия существования. Причем, по словам Аристотеля, «средой вполне счастливой жизни», где государство воспитывает человека в добродетели, именно в этом назначение государства.
Неоспоримо одно: государство — продукт экономического и социального развития общества. Оно возникло как потребность нации в выполнении определенных функций (в том числе и экономических), обеспечивающих ее выживание и развитие. Государство никоим образом не Представляет из себя силы, извне навязанной обществу. Государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.
Сегодня государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.
Относительно масштабов вмешательства государства в экономику, его роли в этом процессе идет постоянная дискуссия.
Первая и важнейшая функция государства — хранить естественный порядок от святотатственных и невежественных рук, которые захотели бы покуситься на власть, и особенно хранить то, что лежит в основе его, — собственность. «Законный порядок состоит в праве на владение, обеспеченное и гарантированное силой наследственной и суверенной власти над соединившимися в общество людьми».
Образование — вторая функция. «Всеобщее образование является первой истинной социальной связью», — говорит Бодо. И Кенэ настоятельно рекомендует просвещение относительно существования естественного порядка и способов познания его. Необходимость образования они мотивируют тем, что образование, распространенное на всех граждан, просвещенное общественное мнение — единственное средство воспрепятствовать физиократическому деспотизму выродиться в личный.
Предприятия общественного характера также указаны физиократами в числе функций государства — разве хороший хозяин-собственник не должен прежде всего провести дороги в своих владениях, потому что хорошие пути и каналы очень полезны для установления связи между отдельными областями.
Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала классическая теория, нашедшая отражение в работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип laissez faire) создает гармоничное устройство». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т.е. делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Главное — для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. Практическая политика государства, по А. Смиту, проникнута духом компромисса, что немало содействовало ее быстрому успеху.
Сисмонди, исходя из анализа экономического уклада того времени, утверждает, что вся экономическая жизнь — не только сфера производства, но и распределения благ, — должна быть подвергнута общественному контролю и реформирована согласно интересам всего общества, а не отдельных его классов. Таким образом, мы видим, что государству отводится достаточно активная роль в жизни страны.
Марксистская теория утверждает, что в ходе капиталистического развития, чем сильнее тенденция к монополизации, чем больше растет концентрация капитала, тем больше государство испытывает тенденцию к превращению в государство не всех капиталистов, а финансового капитала, господствующей олигархии. И в качестве такового оно будет стремиться ко все более интенсивному непосредственному вмешательству в процессы общественного производства и будет делать это все более координированным способом.
Современная теория государства представлена в основном двумя направлениями в экономической теории: неоклассическим и кейнси-анским. Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Дж.М. Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью также контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного «эффективного» спроса путем «побуждения» к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих.
Доктрина Кейнса нашла наиболее полное воплощение в США в политике президента Ф.Д. Рузвельта, показав там хорошие результаты.
Говоря о кейнсианстве, надо подчеркнуть, что оно означает не только защиту госсектора и государственного вмешательства вообще, но представляет собой особую концепцию регулирования экономики. Прежде всего, это концепция косвенного макроэкономического регулирования. Ее целевые приоритеты,— занятость и стабильность экономического роста, а инструменты — государственный бюджет и денежно-кредитная политика. Кейнс и его последователи исходят из принципиальной посылки о том, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Кей-нсианскую теорию можно назвать кризисной, так как она рассматривает экономику в состоянии депрессии.
Противники же кейнсианской школы — сторонники неоклассической теории — исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен — лучшие механизмы установления экономического равновесия. На рубеже 70 — 80-х годов кейнсианская теория и основанная на ней политика подверглись критике со стороны неоконсервативного направления и, в первую очередь, со стороны монетаристов. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. Действительно, в это время разгул инфляции становится первостепенной проблемой западной экономики. Неоконсерваторы обвиняли в этом кейнсианскую политику. «Восстание» против Кейнса возглавил американский экономист, Нобелевский лауреат Милтон Фридмен. Он разделяет концепцию «экономического человека» А. Смита и подвергает критике идею государственного регулирования. Альтернативу он видит в свободе конкуренции и предпринимательства. Особенно резко М. Фридмен выступает против вмешательства государства в денежное обращение. Идеи Фридмена получили выражение в «рейганомике».
Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста расходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, — это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.
Но неокейнсианцы по-прежнему исходят из того, что в капиталистической экономике существуют устойчивые причины, вызывающие отклонения от стабильного роста и оптимального использования ресурсов, и для их корректировки необходимо государство. Но, учитывая новые условия и критику своих противников, они вносят новые аспекты по сравнению с Кейнсом.
Таким образом, кризис кейнсианства оживил неоклассическое направление, но и привел одновременно к дальнейшему развитию самого кейнсианства. Различие между ними — в разных ответах на вопрос: кто способен быстрее, эффективнее и дешевле приспособить экономику к неравновесным ситуациям — рынок или государство.
Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П. Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, преступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не Давал бы негативного эффекта в другой (подобно лечению человека лекарствами).
Особое место занимает экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт программирования экономики имеют многие страны. Возникло оно сразу после Второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии. Позже программирование применялось также в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, противоречие между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов.
Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта — это так называемый государственный сектор. Его доля различна для разных стран: традиционно минимальна для США (удельный вес государственной продукции в национальном доходе в середине 80-х годов — 1—2%) и значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в ВВП Австрии — 26%, Франции — 20, Швеции — 14, Италии — 12%). В США 10—12% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для эксплуатации. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняется размахом деятельности и силой крупных фирм.
Важнейшие причины исторического роста государственного сектора в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды и эгалитаризм (равенство).
В мировой экономической науке понятие госсектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции. В сфере распределения удельный вес государства очень велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене — практически равным нулю.
Государственный сектор в более традиционном для нас понимании — это прежде всего совокупность государственных предприятий.
В последние 30—40 лет возникло новое явление — формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций. Часто государство не является собственником, но осуществляет жесткий контроль. Этот сектор получил название «третий», т.е. не частный и не государственный.
Итак, в заключение следует еще раз подчеркнуть, что государственное регулирование осуществляется по принципу: «Конкуренция — везде, где возможно, регулирование — везде, где необходимо!»
- 1. Возникновение и этапы развития экономической теории. Выдающиеся экономисты - основатели экономических школ.
- 2. Предмет экономической теории в современных научных концепциях.
- 3. Экономические потребности и экономические ресурсы. Производственные возможности экономики. Проблема экономического выбора.
- 4. Методы исследования экономической теории. Экономические категории и законы. Функции экономической теории.
- Тема 1.2 Экономические системы и собственность
- 1. Понятие экономической системы и ее основные элементы. Типы и модели экономических систем.
- Модели в рамках систем
- 2. Понятие собственности. Объекты и субъекты собственности. Типы и формы собственности.
- Субъекты собственности
- 3. Процессы преобразования собственности: приватизация, муниципализация, национализация. Реформирование отношений собственности в России.
- 4. Содержание и закономерности переходной экономики. Особенности переходной экономики России.
- Тема 1.3 Рынок как форма организации товарного производства
- 1. Условия возникновения и развития товарного производства. Товар и его свойства. Виды товаров.
- 2. Происхождение, сущность и функции денег. Ликвидность денег.
- 3. Сущность, основные черты и функции рынка. Структура рынка. Трансакционные издержки.
- 4. Механизм функционирования рынка. Рыночное решение основных экономических проблем. Преимущества и недостатки рыночного механизма
- Тема 2.1 Основы теории спроса и предложения
- 1. Понятие спроса. Закон и кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос.
- 2. Понятие предложения. Закон и кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение.
- 3. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.
- 4. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. Дефицит и излишки.
- Тема 2.2 Теория потребительского поведения
- 1. Модель поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя.
- 2. Полезность блага. Предельная и общая полезность. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности.
- Закон убывающей предельной полезности.
- 3. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения. Потребительский выбор.
- 4. Эффект замещения и эффект дохода, их воздействие на спрос.
- 1. Понятие фирмы. Типы и виды фирм.
- 2. Производство - основная область деятельности фирм. Факторы производства. Производственная функция.
- 3. Фактор времени в деятельности фирмы. Фиксированные и переменные производственные факторы. Производство с переменными факторами.
- 4. Издержки производства и их классификация. Издержки производства в краткосрочном и долговременном периодах.
- Классификации
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долговременном периоде
- 5. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Источники экономической прибыли. Доходы фирмы: валовой, средний и предельный.
- Тема 2.4 Теория конкуренции. Рациональное поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- 1. Сущность конкуренции, ее виды и формы. Типы конкурентных рыночных структур.
- 2. Определение цены и объема производства в условиях чистой конкуренции.
- 3. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
- 4. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.
- 5. Сущность олигополии и причины ее образования. Олигополистическое ценообразование: различные модели.
- Тема 2.5 Ценообразование на рынках ресурсов
- 1. Рынки ресурсов и их особенности. Спрос и предложение на рынках ресурсов.
- 2. Рынок труда. Определение заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.
- 3. Рынок капитала: понятие, структура, особенности. Ссудный процент. Принятие инвестиционных решений. Дисконтирование.
- Рынок капиталов
- 4. Рынок земли и земельная рента. Цена земли, арендная плата.
- Тема 3.1 Национальная экономика: цели и результаты
- 1. Понятие макроэкономики и специфика макроэкономического анализа. Национальная экономика и ее цели.
- 2. Основные макроэкономические показатели. Валовой внутренний продукт (ввп) и способы его измерения. Чистый внутренний продукт, национальный доход, личный располагаемый доход.
- 3. Валовой внутренний продукт и общественное благосостояние. Чистое экономическое благосостояние.
- 1. Сущность макроэкономического равновесия национального хозяйства.
- 2. Совокупный спрос и совокупное предложение, их взаимодействие.
- 3. Потребление, сбережение, инвестиции. Склонность к потреблению и сбережению.
- 4. Инвестиции и факторы, воздействующие на их величину. Классическая и кейнсианская модели инвестиций.
- Тема 3.4 Государственное регулирование экономики
- 1. Необходимость вмешательства государства в экономику и его границы. Функции государства в экономике.
- 2. Государственное регулирование экономики: методы и инструменты.
- 3. Концепции государственного регулирования экономики. Эффективность государственного регулирования.
- Тема 3.5. Денежно - кредитная система и денежно-кредитное регулирование
- 1. Понятие денежной системы и ее элементы. Типы денежных систем.
- 2. Структура денежной массы. Виды денег. Денежные агрегаты. Закон обращения денег.
- 3. Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке.
- 4. Кредитная система и ее структура. Сущность и функции банков. Создание денег банками.
- 5. Центральный банк и его функции. Инструменты денежно-кредитного регулирования.
- Основные функции
- А также
- Тема 3.6 Финансовая система и бюджетно-налоговое регулирование
- 1. Сущность и функции финансов. Финансовая система и ее структура.
- 2. Государственный бюджет. Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг.
- 3. Налоговая система государства. Сущность, функции и виды налогов. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.
- 4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
- Тема 3.7 Инфляция и антиинфляционное регулирование
- 1. Инфляция, ее определение и измерение.
- 2. Причины инфляции. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Виды инфляции.
- 3. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционное регулирование.
- Тема 3.8 Доходы и занятость
- 1. Доходы населения и источники их формирования. Номинальные и реальные доходы. Проблема дифференциации доходов. Кривая Лоренца.
- 2. Понятие полной занятости. Безработица, ее причины и виды. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена.
- 3. Социальная политика государства.