5.3. Эластичность спроса и предложения.
Эластичность – мера реакции одной экономической переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений. Теория эластичности имеет практическое значение для определения торговой выручки и рентабельности фирмы, налоговой политики государства. Как мы увидим в последующих разделах, эластичность имеет значение для фирм – ценоискателей, т.е. фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия, монопсония)
Эластичность спроса. В зависимости от детерминант, оказывающих влияние на величину спроса, может быть несколько видов его эластичности: от цен, от доходов населения, перекрестная - степень реакции объема спроса на данный товар при изменении цены другого товара, точечная (рис. 5.10).
Рис. 5.10. Классификация эластичности спроса
Ер, i, p, xy – означает эластичность по порядку: по цене, доходу, точечная и перекрестная;
Δ – греческая буква "дельта" означает изменение величины;
J – доход; Q – объем спроса; P – цена спроса; xy – товары ……
Рассмотрим более подробно эластичность спроса от цен (иногда называют ценовой эластичностью). Характер и свойства других видов эластичности спроса аналогичны ценовой. В предпринимательской практике чаще всего используется ценовая эластичность, которая показывает, на сколько процентов изменяется объем продаж товара при 1% - ном изменении цен на единицу данного товара. Методика такого изменения проста и понятна, она представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены.
Представив в формулу эластичности по цене, соответствующие изменения объема спроса и цены в процентах, получим некоторое число, получившее название коэффициент эластичности по цене J (Табл. 5.11.).
Таблица 5.1.
Различные варианты ценовой эластичности.
Коэффициент η | Характер спроса | Реакция покупателей при снижении цен |
η = ∞ | Совершенно эластичный | Повышение Qd на неограниченную величину |
1 < η < ∞ | Эластичный | Qd растет более высокими темпами, чем снижение цен. |
η = 1 | Единичная эластичность | Спрос растет с тем темпом, что падает цена. |
0 < η <1 | Неэластичный | Темпы роста и спроса меньше темпов снижения цен. |
η = 0 | Совершенно неэластичен | Совершенно не изменяется Qd |
В строго математическом смысле коэффициент эластичности – число отрицательное, т.к. цена и количество проданных товаров изменяются в противоположном направлении. Но для простоты анализа коэффициента эластичности рассматривается автоматически как положительная величина.
В зависимости от величины коэффициентов в практике различают несколько вариантов ценовой эластичности спроса.
В табл. 5.1. показаны различные варианты ценовой эластичности при изменении объема спроса Qd. Каждый вариант эластичности, представленный в таблице 5.1, может быть выражен графически (рис. 5.11).
Рис. 5. 11. График различных вариантов ценовой эластичности
Примеры: совершенно не эластичный товар – соль.
Совершенно эластичный товар – только одна цена, по которой потребитель способен купить товар (лекарство "инсулин").
Эластичные товары – предметы роскоши, мебель, деликатесы и др.
Неэластичные товары – предметы первой необходимости, обувь.
При эластичном спросе снижение цены вызывает увеличение продажи товара, а при неэластичном – настолько незначительное увеличение продаж, что общая торговая выручка снижается.
Для исчисления эластичности спроса по цене более удобной формулой служит
Эластичность предложения. Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительное изменение цен на товары и их количеством, предлагаемое к продаже.
На практике имеют место следующие варианты эластичности предложения: эластичное предложение, предложение единичной эластичности, неэластичное предложение. При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товара вызывает 1% увеличения их предложения для продажи на рынке. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены вызывает увеличение количества предлагаемого к продаже товара больше единицы. Коэффициент эластичности по цене > 1. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает существенного влияния на увеличение объема продаваемых товаров.
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории
- Тема 2. Базовые экономические понятия
- Тема 3. Собственность, предпринимательство
- Тема 4. Рынок: условия развития, функция, структура и инфраструктура
- 4.1. Возникновение рынка и условия его развития
- 4.2. Товар. Возникновение, сущность и функции денег
- 4.4. Механизмы и функции рынка
- 4.4. Структура рынка и его классификация. Инфраструктура
- Тема 5. Функционирование рыночных механизмов. Их закономерности
- 5.1. Спрос и закон спроса
- 5.2. Закон предложения. Рыночная цена.
- 5.3. Эластичность спроса и предложения.
- Тема 6. Государственное регулирование рынка
- 6.1. Государственное воздействие рыночных цен
- 6.2. Регулирование внешних эффектов рынка
- 6.3. Регулирование государством производства общественных благ
- Тема 7. Анализ издержек производства
- 7.1. Экономическая природа издержек производства
- 7.2. Классификация издержек
- Тема 8. Равновесие фирмы
- Тема 9. Фирма как экономический агент
- 9.1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм в мировой практике
- 9.2. Особенности организационно – правовых форм российских фирм и предпринимательства
- 9.3. Акционерное общество
- 9.3. Бизнес – план фирмы
- 9.4. Основные показатели работы фирмы. Роль науки в деятельности фирмы