logo search
Эк

6.3. Регулирование государством производства общественных благ

Общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Рыночная система вообще не намерена производить общественных благ, так как она не может дать им денежной оценки. Обычные товары и услуги поступают в пользование, потому что за них платят, они имеют денежные оценки.

Другими словами, чтобы пользоваться обычными благами, их надо купить. Потребление же общественных благ становится возможным не в результате покупки, а в результате самого производства таких благ.

К общественным благам относится национальная оборона. Охрана общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, маяки, прогнозы погоды, результаты фундаментальных научных исследований, радиотелепередачи и многое другое.

Общественные блага характеризуются двумя важными свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью потребления.

Свойство неизбирательности – отсутствие конкуренции в потреблении, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нуль. Потребление общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности другим. Например, прослушивание радиопередачи одним потребителем не уменьшает такой же возможности других.

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается платить за потребление.

Некоторые общественные блага обладают одним свойством. Например, пользование радиопередачей от городской сети обладает только первым свойством, а вторым – нет. Если в квартиру не подведен кабель радиосети, то ее жители не имеют возможности прослушивать радио. Общественные блага, обладающие одновременно двумя свойствами, называются "чистыми" общественными благами. В отличие от обычных благ чисто общественные блага не могут быть разделены на единицы потребления, их нельзя выпускать мелкими партиями или по частям, поэтому кривая спроса на них отражает полезность всего блага.

Для иллюстрации этого положения на оси абсцисс отложим количество общественного блага Q, а на оси ординат – стоимость Р, которая является постоянной величиной (рис. 6.7, а). Потребителей трое: А – Андрей, Б – Борис, В – Василий. Больше всех пользуется общественным благом Василий – 15 ед., меньше всех Андрей – 5 ед. В нашем примере потребители А, Б, В, должны потреблять весь объем выпущенного общественного блага.

Для сравнения на рис. 6.7, б показано Формирование совокупного спроса на обычное благо. Как мы помним, совокупный спрос на обычные товары и услуги получается путем сложения индивидуальных спросов по горизонтали. А совокупный спрос на чисто общественные блага определяется путем суммирования предельных выгод, получаемых от имеющегося наличного объема по вертикали.

Рис. 6.7. Определение совокупного спроса на чисто общественное и на обычное благо:

а) чисто общественное благо;

б) обычное благо.

Проблема безбилетников ("зайцев"). Потребление чисто общественных благ осуществляется коллективно, но каждый индивид получает разное количество благ. В реальной действительности при большом количестве потребителей невозможно учесть долю потребления благ каждого отдельного индивида. Более того, у потребителей возникают серьезные стимулы к искажению информации о количестве действительно потребляемых благ в сторону снижения или возникает желание обойтись без лишних выплат, получив это благо даром. Такая ситуация получила название "проблемы безбилетника". Проблема безбилетника чаще возникает в больших группах потребителей, чем в малых. Таким образом, рынок и его механизмы не в состоянии справиться с ситуацией безбилетников. Поэтому общественные блага либо вообще не производятся, либо производятся в недостаточном количестве. Раз так, то общественные блага обычно производятся при активном участии государства за счет принудительного обложения налогами их потребителей. Общественные блага по географическому распространению подразделяются на блага мирового, национального и локального (местного) значения. Например, результаты фундаментальных научных исследований могут иметь мировое значение, оборона страны – национальное общественное значение. Уличное освещение, уборка мусора, строительство дорог и др. имеют локальное значение.