2.9 Некоммерческие организации
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей людей, защиты прав, законных интересов людей и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях. Такие же цели должны преследовать, в соответствии с Законом, общественные и религиозные объединения. Разница между ними состоит в особенностях создания таких организаций (некоммерческие организации создаются учредителями, а общественные и иные объединениями - гражданами, добровольно объединившимися на основе общности интересов) и в применяемом виде собственности на средства производства (в первом случае это, как правило, групповая собственность, во втором случае - ассоциативная собственность).
Термин «некоммерческие организации», применяемый в российской практике регулирования деловой деятельности, представляется менее обоснованным, чем широко распространенный в англоязычных странах для обозначения аналогичной группы субъектов бизнеса термин «неприбыльные организации» («non-profit organizations»). Главный недостаток этого понятия в том, что под «коммерцией» во всем мире принято понимать торговлю. Следовательно, некоммерческими должны быть признаны такие субъекты бизнеса, которые могут заниматься всем на свете, кроме торговли. Между тем, в содержание понятия «некоммерческие организации» вкладывается совершенно иной смысл, что неизбежно вносит путаницу в систему определений, применяемых для регулирования современного бизнеса.
Кроме того, некоммерческие организации обоих видов не воспринимаются многими людьми как субъекты предпринимательского бизнеса, тем более - как предпринимательские фирмы. Тем не менее, данная группа организаций представляет самых настоящих субъектов предпринимательского бизнеса. В основе отнесения некоммерческих организаций к субъектам предпринимательского бизнеса находятся следующие основания:
понятия «предпринимательская деятельность» и «коммерческая деятельность» не являются тождественными; предпринимательская деятельность вполне может иметь некоммерческий характер, если она не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели — она может преследовать это в качестве неосновной цели;
закон (прежде всего Гражданский кодекс Российской Федерации) специально предусматривает право указанных организаций на занятие предпринимательской деятельностью;
предпринимательская деятельность всегда имеет большое разнообразие целей, совокупность которых вовсе не сводится исключительно к прибыли; такими целями являются и укрепление собственности организаций, и усиление их конкурентоспособности, и увеличение размеров доходов, которые вовсе не обязательно являются прибылью (прибыль, как мы помним, выступает лишь частью дохода);
достижение подавляющего большинства вышеперечисленных целей некоммерческих организаций (охрана здоровья, спорт, образование, наука, юридическая помощь, создание культурных ценностей, пр.) невозможно без предпринимательской деятельности созданных для этого организаций в принципе.
Организационно-правовые формы, в которых обычно создаются такие организации (некоммерческие партнерства, фонды, ассоциации, автономные некоммерческие организации), как правило, не имеют существенных отличий от других субъектов предпринимательского бизнеса в части налогообложения, управленческого и финансового учёта, принципов найма персонала и других элементов предпринимательской деятельности.
Исключение составляет лишь порядок уплаты налога на прибыль. Некоммерческие организации, занимающиеся отдельными видами деятельности (наука, культура, образование) имеют возможность существенно уменьшать размер налога на прибыль, а то и вовсе не платить его в случае, если сумеют доказать, что полученная прибыль реинвестируется на развитие уставной деятельности.
Контрольные вопросы
В чем состоит разница между некоммерческими организациями и общественными и религиозными объединениями?
В каком случае некоммерческие организации, занимающиеся отдельными видами деятельности (наука, культура, образование) имеют возможность существенно уменьшать размер налога на прибыль, а то и вовсе не платить его?
- Система современного бизнеса
- Концепции бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса.
- Субъекты бизнеса.
- Деловые интересы в бизнесе
- Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно- государственного и частно-государственного бизнеса
- 2.1 Развитие предпринимательства в России.
- 2.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
- 2.3 Частное предпринимательство Частный предпринимательский бизнес
- 2.4 Малые предприятия Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.
- 2.5 Государственные и муниципальные предприятия
- 2.6 Полные товарищества
- 2.7 Общества с ограниченной ответственностью
- 2.8 Акционерные общества
- 2.9 Некоммерческие организации
- 2.10 Финансово-промышленные группы
- 2.11 Холдинговые компании
- 2.12 Оффшорные предприятия
- 3.1 Организация и регистрация предпринимательской фирмы.
- 3.2 Подготовительный этап создания предпринимательской фирмы
- 3.3 Документы на учреждение предпринимательской фирмы
- 3.4 Устав фирмы
- 3.5 Учредительный договор фирмы
- 3.6 Учредители и участники предпринимательской фирмы
- 3.7 Бизнес-план фирмы
- 4.1 Реорганизация и ликвидация фирмы.
- 4.2 Слияние и поглощение предпринимательских фирм
- Технологии преобразования предпринимательской фирмы
- 4.3 Формы ликвидации фирмы
- 4.4 Понятие банкротства
- 5.1 Конкуренция в системе бизнеса.
- 5.2 Сущность конкуренции.
- 5.3 Конкуренция и монополия
- 5.4 Типы конкурентного поведения фирмы.
- 5.5 Виды и методы конкуренции
- 5.6 Стратегия конкуренции
- 5.7 Антимонопольное регулирование экономики
- 7.1 Менеджмент и маркетинг в системе бизнеса.
- 7.2 Инфраструктура бизнеса
- 7.3 Основные элементы инфраструктуры бизнеса
- 7.4 Товарный рынок.
- 7.5 Товарные посредники
- 7.6 Информационный рынок
- 7.7 Рынок труда
- 7.8 Финансовый рынок
- 7.9 Инвестиционные посредники
- Глоссарий