К новой теории реформ
К началу XXI века среди большинства экономистов во всем мире практически не осталось разногласий по поводу того, каковы условия для устойчивого и самоподдерживающегося экономического роста: рынки должны быть свободными, собственность – защищенной, торговля между странами – беспрепятственной. Для достижения этих целей правительствам надо, с одной стороны, проводить политику минимального вмешательства в экономику в сфере ценообразования и управления деятельностью предприятий, с другой – служить надежным гарантом выполнения контрактных обязательств, ответственным образом подходить к проблеме регулирования, проводить сбалансированную бюджетную политику, устранять различного рода торговые барьеры. Когда государство в лице правительства выполнит данные условия, можно ожидать роста национального дохода.
После краха коммунистических режимов в Европе в конце 80-х – начале 90-х годов, новые правительства не испытывали недостатка в подобного рода рекомендациях. Некоторым странам удалось достичь большинства из поставленных целей сравнительно быстро, другим – нет. И причину следует искать не только в различных стартовых условиях и степени разбалансированности экономики к моменту начала рыночных реформ, но и в проводимой политике. Если среди стран с переходной экономикой конечные цели реформирования различались несущественно, то политические ограничения, конфигурация институциональной среды, наличие влиятельных групп интересов и т.п. варьировались весьма значительно. Успех реформ в огромной степени предопределялся способностью (возможностью) обеспечить "базу" для дальнейших преобразований.
Россия в процессе реформирования экономики столкнулась с проблемой преодоления инерции "административного рынка". В ущерб долгосрочным целям приходилось решать тактические задачи: формирование сил, способных поддержать продолжение реформ, противодействие лоббированию со стороны "заинтересованных" лиц (stakeholders), препятствующих проведению реформ125.
Однако реформаторам предстояло осуществить не только трансформацию производственных отношений в рыночном направлении, но и провести кардинальную структурную перестройку, суть которой состояла в переходе от индустриальной к постиндустриальной экономике. "А формирование новых секторов экономики, когда уже действует жесткая индустриальная система со своими приоритетами и мощными группами интересов, — задача никак не более легкая, чем создание современных секторов непосредственно"126.
Наконец, еще одним вызовом, с которым пришлось столкнуться России 90-х годов, стала всеобщая глобализация экономической деятельности, в условиях которой возросшая мобильность мирового капитала, многократно увеличившиеся объем и скорость информационных потоков сформировали принципиально новые условия для вхождения в мировое сообщество, с которыми необходимо считаться при определении долгосрочной стратегии экономических реформ. Речь здесь идет о необходимости формирования качественно новой системы институтов, позволившей бы российской экономике полноценно использовать свои сравнительные конкурентные преимущества и стать полноправной участницей глобального рынка.
Рассмотрим причины неудач реформ в России и попытаемся, выдвинуть институциональные и политико-экономические обоснования нового подхода к теоретическому анализу процесса реформирования экономики.
Попытка реализации "Вашингтонского консенсуса"127
Экономические реформы начала 90-х годов в России в целом базировались на принципах, получивших в литературе название "раннего Вашингтонского консенсуса"128:
Установление фискальной дисциплины. Общий бюджетный дефицит должен быть достаточно малым, чтобы быть профинансированным без использования инфляционного налога. Операционный дефицит не должен превышать 2% ВВП.
Государственные расходы должны быть перенаправлены с политически значимых статей (администрирование, оборона, субсидии) на финансирование образования, здоровья, инфраструктуры.
Налоговая реформа заключается в расширении налогооблагаемой базы и улучшении налогового администрирования.
Финансовая либерализация — достижение умеренных положительных процентных ставок.
Обменный курс должен быть унифицированным и находиться на уровне, достаточном для конкурентоспособности экономики в сфере нетрадиционного экспорта.
Торговая либерализация — квоты должны быть заменены на тарифы, которые надо постепенно снижать до уровня 10%.
Прямые иностранные инвестиции – стимулируются путем отмены барьеров для входа иностранных фирм на рынок.
Приватизация предприятий, находящихся в государственной собственности.
Дерегулирование экономической деятельности. Регулирование со стороны государства должно касаться лишь вопросов безопасности, охраны окружающей среды и надзора за финансовыми институтами.
Права собственности должны быть гарантированными и доступными для неформального сектора.
В качестве несколько модифицированной версии Вашингтонского консенсуса может служить Декларация о сотрудничестве с целью поддержания устойчивого роста мировой экономики (1996 г.). Среди 11 пунктов декларации для стран с переходной экономикой, как справедливо замечает Мария Лавинь, наиболее значимыми являются:
пункт 1 (денежная, бюджетная и структурная политики коплементарны и поддерживают друг друга),
пункт 3 (о необходимости создания благоприятного климата для частных инвестиций),
пункт 7 (целью бюджетной политики должен стать сбалансированный в среднесрочном плане бюджет и сокращение государственного дефицита),
пункт 9 (структурные реформы должны быть последовательными с акцентом на рынок труда),
пункты 10 и 11 (предостережение против коррупции в общественном секторе)129.
После десяти лет рыночных реформ большинству западных экономистов130 стало очевидно, что реформы в России оказались гораздо более сложной и неоднозначной задачей. Появился целый ряд публикаций, в которых реформаторы (а вместе с ними и международные финансовые организации, предлагавшие в разное время советы по реформированию российской экономики) обвинялись в недооценке институциональных факторов, а также критиковался сам подход "шоковой терапии" в сфере институциональных реформ131. Мы уже говорили, что выстраивание нового институционального базиса требует времени. Абсолютно справедливой является критика действий правительства в сфере создания не только новых правил ведения бизнеса, но и механизмов принуждения к соблюдению этих правил. Однако следует учитывать и политическую реализуемость тех или иных шагов в этом направлении, а этот вопрос как раз менее всего затрагивается в теоретических моделях, и весьма незаслуженно.
При анализе той или иной государственной политики необходимо четко различать цели данной политики и средства их достижения. Здоровая финансовая система, низкая инфляция и бюджетный дефицит, стабильный обменный курс и т.п. являются лишь средствами для достижения устойчивого экономического роста и улучшения благосостояния граждан. Следует признать, что ни одна из этих целей не была реализована в полной мере. Такие важные изменения, как приватизация и либерализация экономики, не должны сами по себе становиться ядром политики реформ и подменять собой конечные цели реформирования. В противном случае, это может привести к искажению проводимой политики в пользу краткосрочных мер, когда стратегические цели отходят на второй план. Такого рода противоречие между целями и средствами, долгосрочными ориентирами и краткосрочными выгодами не может найти объяснение в наивности экономистов или ленивости политиков. Разрыв между теорией и практикой обусловлен не применением "правильных" или "неправильных" теорий, а является следствием политического антагонизма, наличием очень ограниченного набора реализуемых альтернатив дальнейшего развития (не всегда желательных), существующими институциональными рамками принятия решений.
Экономические реформы последнего десятилетия в странах с переходной экономикой оказались так или иначе под значительным влиянием Вашингтонского консенсуса. С другой стороны, сам процесс трансформации плановой хозяйственной системы и события, его сопровождающие, повлияли на пересмотр этой политики; тот факт, что предлагаемые и реализуемые меры экономической политики не привели к желаемому результату, вызвал интерес к поиску альтернативных подходов. После финансового кризиса в Восточной Азии рекомендации Вашингтонского консенсуса стали все чаще подвергаться критике, причем и со стороны представителей Бреттон-Вудских институтов – идеологов прежнего подхода. Так, бывший ведущий экономист Всемирного Банка Джозеф Стиглиц призывает к формированию общественного мнения в поддержку "пост-Вашингтонского консенсуса".
Институциональный подход к теории реформ
Предыдущее обсуждение показало, что при исследовании переходной экономики необходимо расширить существующие рамки теоретического анализа данной проблематики путем включения в рассмотрение институтов. Исторические, культурные, политические и социально-экономические факторы играют определяющую роль в периоды, когда экономические агенты вынуждены действовать в условиях неопределенности, как в случае переходной экономики. Далее мы попытаемся с теоретической точки зрения объяснить динамику переходной экономики, а также проанализировать возможные следствия с точки зрения экономических реформ.
Неопределенность, присущая всем экономическим системам, в переходных экономиках достигает огромных масштабов и носит принципиально структурный характер. Институты прошлого более не являются операциональными, а новые формальные институты не созданы (например, не обеспечиваются механизмы принуждения к соблюдению новых правил).
Политики сталкиваются с такого рода "структурной" неопределенностью и вынуждены с ней считаться. Однако они также являются и главными действующими лицами, способными снизить неопределенность путем создания новых формальных институтов.
Динамика переходного процесса во многом определяется тем фактом, что результаты экономических реформ влияют на действия политиков и наоборот. К примеру, "плохие" реформы могут повлиять на экономическое поведение так, что укоренятся старые привычки и стереотипы, а появляющиеся новые не возникнут из-за преступности и коррупции, вызывая (замыкая) так называемый "порочный круг".
Взаимосвязь между реформами и экономической деятельностью, степень обусловленности одного другим зависят от того, какие результаты демонстрирует экономика. Это, в свою очередь, влияет на "экономические привычки" агентов, поддержку дальнейших реформ, их направление и скорость.
Для анализа динамики развития формальных и неформальных институтов, а также взаимоотношения между ними, можно выделить два аналитических инструмента: 1) представить переходный процесс как три стадии институционального развития и 2) воспользоваться концепцией траектории развития.
Первая стадия переходного процесса (от плановой экономики к рыночной) берет начало, когда страна имеет стремление и получает возможность идти по пути реформ самостоятельно или вынуждена это делать под влиянием внешних факторов. Эта стадия – условно называемая нами "стагнацией" — может быть либо короткой, как в первом случае, либо очень длинной, когда существует давление извне, а внутри страны нет консенсуса по поводу стратегии реформ.
Вторая стадия представляет собой этап реформ формальных институтов: принятие законов о праве на частную собственность, о конкуренции, банкротстве и т.д. Нет смысла лишний раз говорить, что крайне желательно в этом случае иметь децентрализованную экономику, в которой значительная доля предприятий приватизирована, решения агентами принимаются самостоятельно и рыночные стимулы являются определяющими. Однако на практике это условие редко выполняется. Неформальные институты должны также, пусть и медленно, меняться. Однако трудно ожидать конгруэнтности формальных и неформальных институтов на этой стадии хотя бы потому, что они характеризуются разной скоростью изменения и имеют принципиально различную природу.
На протяжении второй стадии переходного процесса неопределенность достигает максимума, так как требуется время для применения и принятия новых правил и механизмов регулирования. Только при возникновении новых институтов неопределенность может начать снижаться. В идеале неопределенность должна постепенно снижаться на второй и третьей стадиях, однако, поскольку границы стадий не определены, всегда возможен откат назад, и такого снижения может не произойти. Тем не менее процесс перехода может завершиться лишь при значительном сокращении неопределенности.
К началу третьей стадии основные формальные институты уже сформированы, предельные изменения возможны, но носят лишь характер "тонких настроек", необходимых при внедрении новых правил. На этом этапе акцент смещается в сторону изменения поведенческих характеристик экономических агентов. Важным здесь является то обстоятельство, что люди принимают сложившуюся систему формальных институтов по сути. Завершением этой стадии можно считать наступление "гармонии" между формальными и неформальными институтами, иначе новые институты будут неэффективными, и переходный процесс скатится в предыдущую стадию.
Концепция траекторий развития говорит о необходимости учета специфики данной страны, начиная от географического положения региона и заканчивая культурными особенностями нации. Эффект предшествующего развития (path dependence effect) в большей степени сказывается на первой стадии, непосредственно следующей за социалистическим периодом. Далее, по мере реформирования экономики все новые события становятся важными. Хотя теория траектории предшествующего развития является полезным инструментом для объяснения особенностей переходных процессов в отдельной стране, оказывается весьма трудным точно предсказать, будут ли и в какой стране те или иные реформы успешными или нет. Об этом говорит также так называемая теорема Элстера о невозможности, которую надо иметь в виду при анализе стационарного состояния постсоциалистической экономики132. В соответствии с ней невозможно предсказание долгосрочных глобальных изменений и чистых эффектов применения различных механизмов (тенденций) и контр-механизмов (контр-тенденций), то есть с учетом издержек на "внедрения" и последствий крупномасштабных изменений в экономической системе. Это утверждение очень близко по духу к мнению Хайека о неизбежности существования разрыва между объяснением и предсказанием, а также о том, что все предсказания относительно пост-социалистического развития должны носить глобальный характер133. Однако сам Элстер указывал на возможность уточнения такого рода прогноза, подчеркивая необходимость использования "институциональной логики" при анализе смешанных систем, а также использования междисциплинарного подхода (истории, социологии и компаративистики)134.
Перед тем, как перейти к анализу возможных способов применения данного подхода к проблеме выбора оптимального вектора реформ, следует указать на некоторые ограничения данного метода. Во-первых, такой подход указывает на необходимость анализировать каждую страну в отдельности. Но это означает, что невозможно дать никаких общих рекомендаций на этот счет. Во-вторых, институциональный анализ фокусирует внимание на нескольких направлениях одновременно, значит, должны быть учтены достаточно сложные взаимодействия между агентами, и их формализация представляется крайне проблематичной.
Политическая стабильность и грамотная макроэкономическая политика до сих пор (по крайней мере, до появления критических замечаний со стороны научного сообщества в отношении "Вашингтонского консенсуса") считались единственными предпосылками для устойчивого экономического развития. Однако, как показала практика реформ, в странах с переходной экономикой они не являются достаточными. Проведенные ведущими западными экономистами исследования показали, что без существенных институциональных преобразований экономический рост, обусловленный только макроэкономическими реформами, является неустойчивым135. Институциональные преобразования, направленные на повышение производительности труда, способны облегчить фискальные задачи государства и ликвидировать многие диспропорции в экономике, повышая тем самым эффективность реформ на макроуровне.
В контексте выбора стратегии и тактики реформ, более пристальное внимание институциональным факторам следует уделять еще и потому, что некоторые институциональные реформы могут принести ощутимые результаты уже в краткосрочном периоде. Это обстоятельство представляется весьма важным при составлении "пакета реформ" и определении последовательности реформирования, так как государство нуждается в поддержке своих действий в области экономической политики (даже если оно получило, казалось бы, неограниченный кредит доверия со стороны населения). Но именно это обстоятельство является сугубо специфической характеристикой отдельно взятой страны и отнюдь не является "общим местом" для стран с переходной экономикой.
В этом смысле, к примеру, антимонопольная политика государства способна расширить "базу реформ", то есть увеличить потенциальное количество "выигрывающих" от конкретных преобразований. Если население видит, что борьба с локальными естественными монополиями и картельными образованиями помогает снизить цену, которую оно платит за электричество, отопление, продукты и т.д., если население видит, что власти озабочены развитием инновационного предпринимательства и свободной торговли, то оно гораздо более склонно мириться с личными неудобствами и потерями в благосостоянии в расчете на то, что государству удастся построить более эффективную экономику. Это снижает степень недовольства проводимой политикой и уменьшает вероятность формирования антиреформистских групп давления, что увеличивает политическую желательность и общественную поддержку реальных экономических преобразований. Однако, справедливости ради, следует указать на то, что из среды "проигравших" в результате таких преобразований могут возникнуть противоположные по своему влиянию группы интересов, причем их интересы оказываются выраженными более четко, а рычагов для их лоббирования оказывается больше. Поэтому определяющим является расклад политических (и иных) сил в каждой стране.
Последовательность реформ. С точки зрения предложенного анализа представляется важным указать на тот факт, что, во-первых, некоторые, так называемые, "желательные" реформы, сформулированные как Вашингтонский консенсус, независимо от того, насколько широко они определены, могут быть вообще неприменимы в конкретно взятой стране. Во-вторых, в тех странах, где подобного рода рекомендации потенциально применимы, последовательность (в том смысле, в каком она трактуется мировыми финансовыми и экономическими институтами) осуществления практических действий не имеет значения.
Первое утверждение исходит из того, что такой пакет реформ подходит только к странам, которым не приходится слишком много внимания уделять проблемам формирования собственной государственности, новой конституции, проблемам этнических меньшинств, установлению нового языка, вводу новой валюты, поиску новых торговых партнеров, развитию новых секторов промышленности и т.д. Некоторым странам (Туркменистан, Узбекистан) приходится решать задачу не только перехода от плановой экономике к рыночной, но также, фактически, деколонизации.
Второй тезис касается релевантности рекомендаций по последовательности реформ. Дискуссия о том, что должно осуществляться в первую очередь — стабилизация, либерализация, приватизация или реструктуризация, – на практике оказывается бесполезной, так как ведется де-факто апостериори, к тому же различия между этапами весьма размыты. Более того, влияние интересов нового возникающего частного сектора на реализацию конкретных мер по реформированию всегда недооценивается, что неизбежно ведет к коррекции первоначальных планов. Все это не означает, что последовательность не имеет значения. Напротив, она важна, но ошибочно было бы рассматривать только стандартные экономические реформы и предлагать конкретные меры на основе абстрактного анализа.
Приоритеты реформ. Предыдущее рассмотрение вопросов последовательности реформ тесно связано с определением приоритетов в отношении отдельных направлений реформирования. Однако для нас в этой связи более важным представляется не вопрос выбора оптимального времени для осуществления того или иного мероприятия, а вопрос применимости его в конкретной стране.
Например, является ли приватизация необходимой составляющей для любого пакета реформ в любой стране с переходной экономикой без исключения? Или вопрос должен ставиться по-другому, а именно: каким образом на свет должен появиться частный сектор? Россия продвинулась на пути приватизации государственной собственности, пожалуй, дальше любой другой страны с переходной экономикой, но эффективность нового частного сектора остается крайне низкой (см. §8.3 и §14.1). Некоторые производства не рекомендуется закрывать по социальным соображениям, и это оказывается определяющим.
Методы реформ. Далее возникает вопрос: должны ли страны с одинаковыми экономическими условиями применять одни и те же реформы? Традиционный подход дает положительный ответ. Институциональный подход может дать аналогичный ответ тогда и только тогда, когда политические, социальные, культурные особенности, а также сама структура экономики имеют много общего. Значительное изменение вектора реформ в Чехии и Словакии после их отделения друг от друга лишний раз подтверждает справедливость данных рассуждений.
Скорость реформ. За годы реформ дискуссия между сторонниками так называемой "шоковой терапии" и градуализма приняла несколько иной оттенок, нежели десять лет назад. Выше мы уже говорили о стадиях переходной экономики и о взаимодействии формальных и неформальных институтов. Под таким углом зрения вопрос переходит в плоскость именно институционального анализа, и проблема, которую приходится решать политикам, — это уменьшение неопределенности, что может быть достигнуто путем выстраивания формальных институтов "коллинеарно" неформальным, когда для этого есть все необходимые (не только экономические) условия. Иначе приходится мириться с длительным периодом приспособления вторых к первым.
Каким же образом приведенный выше подход может помочь ответить на вопрос: почему Россия достигла гораздо более скромных результатов в процессе реформ, чем, скажем, Польша или Чехия? Дело в том, что трудности, с которыми пришлось столкнуться реформаторам в этих странах, не были так уж радикально отличными, однако их было в России больше и с ними пришлось бороться одновременно. Во-первых, страны Восточной Европы не имели проблем с национальной интеграцией и федеральным устройством. Действительно, одной из причин распада Чехословакии на два независимых государства стала фактически неспособность Праги справиться с катастрофическим спадом в тяжелой промышленности Словакии. Российское федеративное устройство с существенной децентрализацией власти обусловило длительное противодействие принятию налогового кодекса и программам макроэкономической стабилизации, которые требовали бы существенного сокращения государственных дотаций регионам или приводили бы к росту безработицы. Первому российскому президенту и его правительствам так и не удалось создать более эффективную в экономическом плане федеральную структуру.
Во-вторых, наиболее конкурентные сектора в российской экономике сконцентрированы как по отраслям, так и географически. В такой ситуации значительной политической властью обладают как отдельные губернаторы, так и широко представленные в Думе лоббистские группы давления, способные сформировать мощные коалиции, противостоящие проведению реформ, выгодных обществу в целом, но ущемляющие их «узкокорпоративные» интересы. Ни одна промышленная группа в Польше или Чехии не обладала столь сильными политическими и экономическими рычагами, воздействовавшими на государственную политику реформ136.
Все это привело к тому, что одну из ключевых задач реформ – достижение сбалансированного бюджета – так и не удалось решить. И это обстоятельство, по крайней мере в настоящее время, перечеркивает многие результаты реформ последнего десятилетия XX века в России.
Действительность показала, что успехи и неудачи реформ в разных странах должны рассматриваться в контексте политических и институциональных ограничений, характерных для каждой страны, и без учета национальной специфики, на основе лишь общей теории весьма рискованно строить конкретные практические рекомендации. Сложность процесса реформирования «без карты» предопределяет и функции государства, которые доминируют в постсоветской России. Их анализу и посвящены следующие главы.
- Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ)
- Редакционная коллегия:
- Авторский коллектив:
- Часть 1. Домохозяйства современной россии 20
- Глава 1. Институциональный анализ поведения домохозяйств: общая характеристика 24
- Глава 2. Особенности российской экономической ментальности 33
- Глава 3. Индивиды и домохозяйства в новом институциональном пространстве: нерыночное приспособление к рынку 59
- Глава 4. Поведение домохозяйств на рынке труда 78
- Глава 8. Откуда пошел российский бизнес, или как возникла "экономика физических лиц" 283
- Глава 9. Предприниматели и наемные работники: конфликты и консенсусы в постсоветской фирме 308
- 9.5 Скрытые стороны "скрытой" безработицы: социальный амортизатор или экономический тормоз? 342
- Глава 10. Экономика бартера в россии: от частного явления к общественному институту 349
- 10.1 Соотношение между денежной и бартерной экономикой: институционалисты и посткейнсианцы против неоклассиков 349
- 10.2 Бартер как форма существования неэффективных предприятий 357
- Глава 11. Право силы вместо силы права, или экономика рэкета 380
- Глава 15. Оптимальный политический деловой цикл, или есть ли пределы терпению? 464
- Глава 16. Ростки новых функций государства 479
- Введение. Институциональный подход – новые возможности анализа
- 1. "Учиться, учиться и учиться"… капитализму
- 2. Сила и слабость российского институционализма: на пути к национальной школе
- 3. «Конец и снова начало»
- 1. Социально–экономические и идейно–политические реформы в России: степень подготовленности различных институтов.
- 2. Общемировые тенденции развития рыночной экономики
- 3. Рынок, который мы создали
- 4. Старые и новые структуры: проблемы адаптации
- 5. Пути выхода из кризиса
- Часть 1. Домохозяйства современной россии
- Институциональный анализ поведения домохозяйств: общая характеристика
- Домохозяйство в рыночной экономике: взгляд неоклассиков
- Домохозяйство в рыночной экономике: взгляд институционалистов
- Возможности институционального анализа домохозяйств в переходной экономике
- Домохозяйства в переходной экономике на рынках труда, потребительских благ и финансов: институциональный подход
- Особенности российской экономической ментальности
- Национальная экономическая ментальность как институт
- Факторы, сформировавшие российскую экономическую ментальность135
- Социометрическая характеристика экономической ментальности россиян
- Ценности "русской души" сквозь призму народного фольклора, по з.В. Сикевич
- Ценностные показатели по 40 странам, по г. Хофстеду
- Оценки индекса российской культуры по степени развития индивидуализма, по методике г. Хофстеда
- Результаты исследований globe по России: рейтинг по индивидуализму
- Характеристики культуры в зависимости от соотношения индивидуализма и коллективизма, по г. Хофстеду
- Оценки индекса российской культуры по степени дистанции по отношению к власти, по методике г. Хофстеда
- Результаты globe по России: рейтинг по дистанции власти
- Характеристики культуры в зависимости от величины дистанции по отношению к власти, по г. Хофстеду
- Оценки индекса российской культуры по степени избегания неопределенности, по методике г. Хофстеда
- Результаты globe по России: рейтинг по избеганию неопределенности
- Характеристики культуры в зависимости от степени избегания неопределенности, по г. Хофстеду
- Россия – Евразия или "Азиопа"?
- Индивиды и домохозяйства в новом институциональном пространстве: нерыночное приспособление к рынку
- Основные черты современного институционального пространства: новые возможности и новые ограничения
- Теория трансформационного процесса о месте субъектов микроуровня в институциональных изменениях
- Современный адаптационный процесс и проблемы институционализации новых прав и правил игры
- Актуальность провозглашенных в ходе реформ прав,
- Значимые права, которых в современных условиях недостает,
- Поведение домохозяйств на рынке труда
- Структура трудового поведения домохозяйств
- Формы реализации проектов занятости
- Особенности трудового поведения наемных работников
- Оценки материального положения домохозяйств рабочими обследованных предприятий (%)
- Безработные члены домохозяйств в поисках новой занятости
- Основные проблемы безработных (фрагмент), % от числа опрошенных
- Психологические проблемы безработных, % от числа опрошенных
- Основные выводы, которые сделали для себя безработные за время после потери работы (фрагмент), % от числа опрошенных
- Основные психологические выводы, которые сделали для себя безработные за время после потери работы (фрагмент), % от числа опрошенных
- Основные планы безработных на ближайший год (фрагмент), % от числа опрошенных
- Соотношение показателей самоэффективности безработных с нормативными показателями
- Распределение ответов на вопрос о возможном поведении в случае потери работы представителей разных возрастных групп, % от числа опрошенных (фрагмент)
- Модели поведения домохозяйств на российском рынке труда
- Потребление и сбережения домохозяйств: между престижным потреблением "новых русских" и аскетизмом "новых бедных"
- Домохозяйства как "институциональные предприниматели": структура, внешние возможности и ограничители
- Материальное положение и структура домохозяйств
- Структура доходов домохозяйств, в % к опрошенным
- Доходы домохозяйств разного материального достатка
- Институциональные изменения в управлении ресурсами
- Структура расходов домохозяйств, средние
- Мотивация сберегательной активности, в % от отметивших вариант "очень важно"
- Стратегии сберегательного поведения
- Объем и координаты кластерных центров в факторном пространстве
- Проблемы формирования среднего класса в россии
- Средний класс России: методологические подходы исследования
- Ресурсы российского среднего класса
- Доля представителей среднего класса в составе разных социальных групп населения России (в %)*
- Распределение ресурсов и расходов по 10-процентным (децильным) группам населения в III квартале 1999 г.
- Распределение численности населения, занятого в экономике, по уровню образования (в %)
- Средние классы российского и западного обществ: сравнительный анализ основных характеристик по базовым критериям
- Некоторые характеристики социальных стратегий социально-профессиональных групп «потенциального среднего класса»
- Креативно-нормативный потенциал и перспективы среднего класса в России
- Структура дополнительных заработков ученых в сфере науки в 1994-1998 годах, %
- Часть 2. Фирмы в постсоветской экономике
- Институциональный анализ становления российской фирмы: общая характеристика
- Экономическая природа фирмы: неоинституциональный подход
- Институциональная среда, которая формирует фирмы
- От трансакционных издержек советского предприятия – к трансакционным издержкам постсоветской фирмы
- Трансакционные издержки отношений фирмы с властью
- Отношенческий капитал фирмы
- Фирмы, которые формируют институциональную среду
- Откуда пошел российский бизнес, или как возникла "экономика физических лиц"
- Бизнес в советской хозяйственной системе
- Формирование рыночных институтов в советской теневой экономике
- Цветные рынки в ссср, по а. Каценелинбойгену
- Теневые права собственности в ссср (на примере лесного хозяйства), по л.М. Тимофееву
- Сравнение характеристик методов координации в общественном разделении труда
- Двойной дуализм советской экономики
- Формирование рыночных институтов в советской легальной экономике
- Эволюция хозяйственного механизма ссср и России, по г.Б. Клейнеру
- Структура акционерного капитала (держателей акций) по группам приватизированных предприятий, % (единиц предприятий)
- Среднеотраслевые размеры пакетов акций у держателей, %
- Предприниматели и наемные работники: конфликты и консенсусы в постсоветской фирме
- Мотивация труда наемных работников
- Соотношение основных проблем и мотивов труда у рабочих обследованных предприятий
- Взаимосвязь проблем малого заработка и страха потери работы (%)
- Распределение рабочих обследованных предприятий по типам мотивации труда (% от числа по каждой группе)*
- Типы мотивации и ресурсный потенциал работника (% от численности по каждой группе)
- Типы мотивации и размеры получаемого и ожидаемого заработка
- Отношение рабочих к участию в принятии решений по производственной деятельности у различных типологических групп рабочих (%)
- Стремление добиваться лучших результатов в своей работе у различных типологических групп рабочих (%)
- Возможные стратегии поведения различных типологических групп рабочих в сложной для предприятия ситуации (%)
- Особенности национальной заработной платы
- Динамика соотношения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму и среднемесячной заработной плате в 1992-1998 гг.21
- Сопоставление действующих и вводимых с 2001 года ставок подоходного налога и налогов с фонда заработной платы39
- Патерналистский союз наемных работников и предпринимателей
- Распространенность патерналистских норм отношений с руководством у рабочих обследованных предприятий (%)
- Отношение рабочих к временным задержкам и сокращению зарплаты в зависимости от получения помощи от предприятия (% от числа опрошенных)*
- Взаимосвязь зависимостей размера оплаты труда и гарантий занятости от взаимоотношений с руководством (% от числа опрошенных)
- Распространенность партнерских норм отношений с руководством у рабочих обследованных предприятий (%)
- Типология норм патернализма-партнерства в трудовых отношениях
- Постсоветские профсоюзы как институт трудового посредничества
- Характеристика выполнения функций разными типами профсоюзных организаций
- Скрытые стороны "скрытой" безработицы: социальный амортизатор или экономический тормоз?
- Экономика бартера в россии: от частного явления к общественному институту
- Соотношение между денежной и бартерной экономикой: институционалисты и посткейнсианцы против неоклассиков
- Бартер как форма существования неэффективных предприятий
- Инвестиции в основной капитал, %
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности рф, %
- Средний возраст парков производственного оборудования, лет
- Доля оборудования в критическом возрасте, %
- Поиск путей преодоления бартеризации
- Требуемая интенсивность принятия различных мер для ликвидации дефицита денежных средств
- Некоторые исходные характеристики продукции
- Право силы вместо силы права, или экономика рэкета
- Угроза правам собственности в легальном бизнесе: "грабящие руки" вместо "невидимой руки"
- Сравнение условий развития мелкого торгового бизнеса в Москве и Варшаве, 1996 г.
- Сравнение условий развития бизнеса в пяти постсоциалистических странах, 1997 г.
- Частота и размер взяток государственным чиновникам коммерческих компаний, согласно исследованиям ебрр и вб, 1999 г.
- Препятствия для легальной защиты прав собственности
- Мнения россиян о том, что необходимо для занятия бизнесом (по данным социологического обследования в Санкт-Петербурге, 1998 г.)
- Нелегальная защита прав собственности
- Выбор предпринимателем оптимального института защиты прав собственности
- Альтернативные механизмы защиты прав собственности предпринимателей в постсоветской России
- Организованная преступность – государство в государстве?
- Стадии экономической эволюции крупнейших организованных преступных сообществ
- Взлет и падение уголовного рэкета
- Сопоставление "воровских понятий" с бюрократическим "кодексом чести"
- Характеристики выявленных групп организованных преступников
- Часть 3. Государство в современной россии
- Основы институционального подхода к анализу роли государства
- Анализ институциональной среды как отправной пункт институционального подхода к изучению роли государства
- Сущность и основные функции государства в рыночной экономике с точки зрения институционального подхода
- Государство в переходной экономике как генератор институциональной среды
- Проблема "институциональной неадекватности" российского государства
- Сроки действия нормативных актов по экономическим проблемам (дней)
- "Революция сверху" и её последствия
- Институты командно-административной экономики
- Модернизация системы в рамках старой структуры
- Реформирование реформ: "контрреволюция сверху"?
- К новой теории реформ
- Государство всеобщего перераспределения
- Остаточная государственная собственность: проблемы эффективного управления
- Государственное отраслевое регулирование в постсоветской России
- Институциональные ловушки на пути становления бюджетного федерализма
- Фактические пропорции распределения доходов и расходов бюджетной системы
- От государства всеобщего перераспределения к социальному государству
- Оптимальный политический деловой цикл, или есть ли пределы терпению?
- Интерпретация рентоориентированного поведения: возможности неоинституционального анализа
- Подходы к исследованию политических деловых циклов
- Если во второй тур президентских выборов выйдут Ельцин и Зюганов, за кого бы из них вы бы проголосовали? (в % от опрошенных)
- Выполнение расходной части консолидированного бюджета 1996 года
- Модель «политик-избиратель»
- 1) В 1995 году в выборах в Государственную Думу принимали участие 42 партии и блока, на выборах в 1999 г. – 26, из которых только около 5 принимали участие в выборах 1995 года.
- Механизм формирования оптимального политического делового цикла
- Недостоверность угрозы импичмента
- Ростки новых функций государства
- Защита прав собственности: очень не легки первые шаги
- Нарушение прав инвесторов
- Формирование конкурентной среды: в начале славных дел?
- Попытки стимулирования экономического роста
- Уровень валовых инвестиций и темпы роста ввп в России в 1990-е годы (%)
- 1. Темпы прироста ввп 3 % , доля накопления в ввп 20%.
- 1. Достигшие высоких темпов прироста ввп к 1994 г. И продолжающие сохранять их в 1995-96 гг.
- Темп прироста ввп и уровень валовых внутренних инвестиций в ввп в странах с развивающейся рыночной экономикой в 1990-1996 гг. (в %)
- 3. Спад ввп не преодолен к 1996 г.
- Изменение структуры ввп в 1980-1998 гг. (добавленная стоимость, в % ввп)
- Заключение. Россия в третьем эшелоне развития капитализма
- Эшелоны развития мирового капитализма
- 1. Эшелоны развития капитализма
- Становление капитализма в Англии и Испании
- Темпы прироста промышленной продукции(в %)
- Сельскохозяйственное производство в 1-й пятилетке
- Производство некоторых видов промышленной продукции в натуральном выражении в 1975-1989 гг., млн. Т
- Среднегодовой валовой сбор сельскохозяйственных культур ( во всех категориях хозяйств) в 1976-1989 гг., млн. Т
- Выход развивающихся стран к экономическим и социальным показателям, достигнутым ныне развитыми государствами в указанные годы (усредненная оценка на 1970-е гг.)
- 2. Проблемы постсоветской России
- Распределение денежных доходов населения России
- Основные фонды промышленности
- Средние масштабы теневой экономики по трем типам стран,
- Сравнительный анализ издержек в легальном и внелегальном секторах экономики
- Сведения об авторах: