6.1. Государственное воздействие рыночных цен
Излишки (потребительские ренты) представляют собой разницу между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той которую он действительно платит при покупке, то – есть, по рыночной цене (РE). Геометрическая модель потребительского излишка представлена треугольником РEFmaxE (рис. 6.1).
Излишки производителей. Как указывалось раньше, в результате установления равновесной цены выигрывают и потребители, и производители.
Выигрыш (излишки) производителей получаются следующим образом (рис. 6.1). Цена равновесия РЕ находится выше минимальной цены Pmin (PE > Pmin), которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. В данном случае под передовыми фирмами понимаем тех производителей, у которых затраты на производство единицы товара минимальные.
Рис. 6.1. График излишек производителей и потребителей
1 – излишки потребителей;
2 – излишки производителей;
3 – затраты производителей.
Площадь прямоугольника ОРЕЕQЕ представляет собой совокупную выручку всех производителей. Площадь фигуры ОРminЕQЕ – совокупные затраты всех производителей.
Излишки (выгода) производителей составят разницу между площадью прямоугольника ОРЕЕQЕ и фигуры ОР minЕQЕ - площадь фигуры Р minРЕЕ.
Понятие излишков потребителей и производителей может быть использовано для государственной политики в области ценообразования, налогообложения и направления инвестиций, дотаций.
Государственное регулирование цен должно учитывать излишки потребителей и производителей. Оно может быть прямым и косвенным.
Прямым государственным вмешательством в процессе ценообразования являются установления так называемых потоварных налогов, которые непосредственно влияют на рыночное равновесие товаров и услуг (рис. 6.2). Потоварные налоги устанавливаются либо в определенных процентах от цены товара, либо в абсолютной сумме денег с каждой единицы товара. К ним относят акцизный налог, налог на добавленную стоимость и налог с продаж. Также непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные дотации, выдача государственного заказа по договорной цене, которая затем становится базовыми ценами отрасли. Например, госзаказ военно-промышленных комплексов на производство предметов вооружения. Косвенными регулированиями рыночных являются:
Наблюдение за ценами, которые осуществляются центральным статистическим управление государстве, социальными, независимыми комиссиями политических партий, парламентов и международных организаций;
Введение или отмена таможенных ограничений во внешней торговле. Правительство, исходя из рыночной конъюнктуры, может освободить импортеров (экспортеров) от налогов или увеличить их с целью защиты отечественных производителей;
Регулирование государством нормы амортизационных отчислений с целью ускорения внедрения в производство технических новшеств. Это неизбежно повышает рыночные цены основного капитала.
Рис. 6.2. График влияния на рыночное равновесие потоварного налога
Рассмотрим рис. 6.2 и проследим, как влияет потоварный налог на рыночное равновесие цен. До введения налога: D – линия спроса; S – линия предложения; P – равновесная цена; Q – равновесный объем продажи.
Предположим, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т р. на каждую единицу этого товара, тогда налог вносится в госбюджет продавцами. Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх влево на величину Т.
Линия предложения займет положение S2. Установится новое равновесие в точке А, объем продаж уменьшится до Q2, так как производители однозначно сокращают производство в связи с уменьшением спроса. Новое равновесие характеризуется двумя ценами: Р+ и Р-, где Р+ – цена, уплачиваемая потребителями за товары после введения налога, которая оказывается больше, чем первоначальная цена Р; Р- – цена, по которой продают товары продавцы после введения налога, и которая оказывается ниже первоначальной Р.
Общая сумма налога, поступающая в бюджет, будет соответствовать площади прямоугольника Р+АВР-. Площадь прямоугольника Р+АСР составляет сумму налогового бремени потребителей или вычет из доходов покупателей, а площадь РСВР- – вычет из торговой выручки продавцов товаров.
Но главный отрицательный эффект – общее снижение производства и недополучение товаров обществом (см. стрелку на оси абсцисс, рис. 7.2). Поэтому потоварные налоги должны быть установлены правительством в разумных пределах на основе научно обоснованного расчета с учетом излишек и покупателей, и производителей товаров.
Но при отсутствии конкуренции, когда продавцы вносят в бюджет потоварный налог, общая тенденция такова, что продавцы будут стремиться перекладывать налоговое бремя на покупателей путем увеличения цены Р+. однако распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклона линии спроса и предложения (рис. 6.3, а, б).
На рис. 6.3, а видно, что большая часть налогового бремени падает на покупателей ((площадь прямоугольника Р+АСР-), так как линия спроса имеет довольно крутой наклон. Угол наклона линии спроса зависит от эластичности товара по цене, а на рис. 6.3, б, наоборот, крутизна наклона линии предложения больше, чем спроса. Большая доля налогового бремени (площадь прямоугольника РСВР-) падает на продавцов.
Рис. 6.3. График распределения налогового времени между покупателями и продавцами в зависимости от наклона линии спроса и предложения:
а) линия спроса D расположена круто, неэластичные товары;
б) линии предложения S и S2 расположены круто, эластичные товары.
Дотация (субсидия) – это отрицательный налог. В большинстве стран дотации устанавливаются в определенном проценте к цене товара или в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу продукции.
В теме 5 было указано на то, что в отдельных случаях изменение равновесия может приобретать неограниченный характер, то есть рыночные цены на некоторые продукты (энергоносители) могут неограниченно возрастать, в другом случае – могут неограниченно падать (сельскохозяйственные). Между ценами указанных продуктов образуется огромный разрыв, и в конечном счете сельское хозяйство не в состоянии самостоятельно обеспечить даже простое воспроизводство. Во всех индустриально развитых странах ежегодно выплачиваются субсидии на развитие сельского хозяйства.
Потоварные дотации обычно получают производители (первоначальные продавцы), но через механизм рыночного равновесия дотации могут получать и потребители. Для пояснения воздействия дотации на рыночное равновесие рассмотрим рис. 6.4.
Рис. 6.4. График воздействия на рыночное равновесие
До выплаты дотации линии спроса и предложения соответственно занимают положение dd и S. Равновесная цена – P0, объем продажи – Q0. Предположим, что правительство ввело потоварную дотацию из бюджета в размере Vр. на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения на величину Vp. вниз. В результате объем продаж увеличивается до Q2. Цена для покупателей снижается до P-; цена, фактически получаемая производителями, повышается до P+.
Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство под давлением определенных политических сил может применять более "грубые" методы регулирования рыночных цен – введение фиксированных цен, которые могут быть выше рыночных (Pз > Ре) или ниже (Р < Ре) (рис. 6.5).
В первом случае это приведет к избытку продукции, равной отрезку QАQВ. Во втором – к дефициту в том же количестве. Также в обоих случаях объем продажи будет меньше равновесного объема Qе.
Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливают в ряде стран на сельскохозяйственную продукцию. Это, в свою очередь, создает ряд проблем.
Во-первых, возникает избыток сельскохозяйственных продуктов, в денежном выражении равный площади прямоугольника АВ QАQВ. Правительству не остается ничего другого, как закупать весь этот избыток на деньги налогоплательщиков.
Во-вторых, правительство не может "выбросить" закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к снижению внутренних цен. Это противоречит ранее принятой политике правительства. Не решает проблему и экспорт этой продукции в другие страны, так как это внутренние цены.
В-третьих, в целях сокращения избытка продукции правительство прибегает к дополнительным мерам, связанным с расходами госбюджета. Например, правительство может начать устанавливать каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение.
Рассмотрим случай дефицита, когда цена устанавливается государством на уровне Р3 (рис. 6.4). В результате образования дефицита меняется поведение производителей в самых разных направлениях.
Так, например, под давлением ортодоксальных левых политических сил правительство решило установить предельную низкую цену на некоторый товар на уровень Рmin (рис. 6.5). Это означает, что производители не имеют права назначать цену на свой товар выше Рmin, но ниже – можно.
Рис. 6.5. График дефицита и механизма образования цены черного рынка:
Ре – равновесная цена при отсутствии государственного вмешательства; Qе – равновесный объем продаж товаров при отсутствии государственного вмешательства; Рmin – предельная цена, установленная правительством, находящаяся значительно ниже равновесной цены Ре.
Цена Рmin соответствует предложению товаров Q единиц.
Допустим, что производители имеют нелегальный канал продажи своего товара по повышенной цене на черном незаконном рынке. Тогда линия предложения товара на черном рынке принимает положение S, которое расположено левее и выше, чем линия S – линия предложения при отсутствии государственного вмешательства. Далее объем продукции Q производители готовы поставить на легальный рынок по цене Р, но тот же объем готовы поставить по более высокой цене Р2 и Р3 на черный рынок. Разница между ценами Р3 и Рmin (Р3 - Рmin) представляет собой компенсацию за риск разоблачения. На черном рынке устанавливается цена Р3, превышающая как предельную цену Рmin, так и равновесную цену Ре . Цена Р3 соответствует объему продаж Q3. Объем продаж товара на черном рынке (Q3) больше, чем объем продаж на легальном рынке (Q) при цене Рmin, но меньше равновесного объема Qе.
В рассмотренном примере правительство поставило перед собой благородную цель – ограничить рост цен, сделать доступными цены на товары для широких слоев населения. Но результат оказался противоположным:
во-первых, большая доля товара ушла на черный рынок, причем цена черного рынка оказалась выше той, которая сложилась бы на рынке, если бы не было государственного вмешательства;
во-вторых, в целом общество недополучило того объема товаров, которое оно могло бы получить без вмешательства государства в ценообразование;
в-третьих, поведение продавцов на черном рынке имеет тенденцию к дальнейшему повышению цен на дефицитные товары, что может привести к процессу инфляции.
В странах с недостаточно развитыми рыночными отношениями. Особенно в переходный период, особое место в рынке занимают доходы от теневой экономики, классификация которой представлена на рисунке 6.6.
Теневая экономика –совокупность неучтенных, скрытых и противоправных видов экономической деятельности. Борьба с теневой экономикой является одним из методов государственного регулирования рынка.
Рис. 6.6. Структура теневой экономики
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории
- Тема 2. Базовые экономические понятия
- Тема 3. Собственность, предпринимательство
- Тема 4. Рынок: условия развития, функция, структура и инфраструктура
- 4.1. Возникновение рынка и условия его развития
- 4.2. Товар. Возникновение, сущность и функции денег
- 4.4. Механизмы и функции рынка
- 4.4. Структура рынка и его классификация. Инфраструктура
- Тема 5. Функционирование рыночных механизмов. Их закономерности
- 5.1. Спрос и закон спроса
- 5.2. Закон предложения. Рыночная цена.
- 5.3. Эластичность спроса и предложения.
- Тема 6. Государственное регулирование рынка
- 6.1. Государственное воздействие рыночных цен
- 6.2. Регулирование внешних эффектов рынка
- 6.3. Регулирование государством производства общественных благ
- Тема 7. Анализ издержек производства
- 7.1. Экономическая природа издержек производства
- 7.2. Классификация издержек
- Тема 8. Равновесие фирмы
- Тема 9. Фирма как экономический агент
- 9.1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм в мировой практике
- 9.2. Особенности организационно – правовых форм российских фирм и предпринимательства
- 9.3. Акционерное общество
- 9.3. Бизнес – план фирмы
- 9.4. Основные показатели работы фирмы. Роль науки в деятельности фирмы