3 Место и роль человека в экономике
Цель лекции: получить представления о направлениях «моделирования» человека в экономической науке и о стимулах экономического поведения людей.
Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуальность, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, т.е. унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических координат. Модель человека построена на некоторых допущениях. Она включает в себя некоторые параметры, характеризующие индивида, и, прежде всего, его мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей. Экономическая наука выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей. Т.е. индивидуальных и общественных действий в процессе создания различных материальных и духовных благ; их распределения и использования.
Создание модели человека экономикой предполагает абстрагирование от многих реально существующих черт и качеств человеческой натуры. Поэтому модель экономического человека отличается определенной односторонностью. Экономика рассматривает эту модель как инструмент исследования, или определенную теоретическую предпосылку. Именно на ее основе экономисты-теоретики строят свои многочисленные теории спроса, предложения, конкуренции, прибыли, поведения потребителей и др.
Среди многочисленных направлений «моделирования» человека условно можно выделить четыре. Различия между ними определяются по степени абстрагирования от многообразия личностных характеристик человека и по учету экономической, политической и психологической обстановки, в рамках которой осуществляется деятельность людей.
Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Во главу угла здесь ставится эгоистический, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности человека. Индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход. Человек действует в рамках ограниченной рациональности – человек стремится к достижению наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информации.
Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выбранные в рамках этого представления, представляются более сложными и основанными на теории ограниченной рациональности. Здесь в стимулы поведения человека экономического включают альтруизм и самоограничение, которые радикально влияют на результаты выбора индивида. Включаются также элементы психологического характера: традиции, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью.
Третье направление представлено принципиально новой разновидностью модели «экономического человека». Эту модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, установления связей с другими людьми, свобода самовыражения и т.д. Это модель социально-индивидуального человека. Она предполагает, что в обществе имеют место демократические и плюралистические начала.
Советский экономический человек. Свойством этой модели является разветвленность целевой функции экономического поведения индивида, определяемого стремлением к личному благосостоянию. При этом имеется нерыночное поведение – это поведение хозяйственных субъектов, сформированное институтами административно-хозяйственной системы: приверженность патернализму со стороны государства, экономическая недобросовестность и т.д.
- Экономика Учебное пособие
- Содержание
- 1 Предмет и метод экономики
- Контрольные вопросы:
- 2 Механизм современной экономики
- Контрольные вопросы:
- 3 Место и роль человека в экономике
- Контрольные вопросы:
- Контрольные вопросы:
- Контрольные вопросы:
- 6 Рыночное равновесие. Становление равновесия. Паутинообразная модель
- Контрольные вопросы:
- 7 Количественная теория полезности. Общая и предельная полезность
- Контрольные вопросы:
- 8 Ординалистская теория полезности. Аксиомы полезности
- Контрольные вопросы:
- 9 Кривые безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя
- Контрольные вопросы:
- 10 Производственная функция
- Контрольные вопросы:
- 11 Издержки производства
- Контрольные вопросы:
- 12 Эффект масштаба
- Контрольные вопросы:
- 13 Рынок совершенной конкуренции
- Контрольные вопросы:
- 14 Монополистическая конкуренция
- Контрольные вопросы:
- 15 Олигополия
- Контрольные вопросы:
- 16 Монополия
- Контрольные вопросы:
- 17 Рынок труда
- Контрольные вопросы:
- 18 Рынок капитала
- Контрольные вопросы:
- 19 Рынок земли
- Контрольные вопросы:
- 20 Несовершенства рынка
- Контрольные вопросы:
- 21 Сущность макроэкономики
- Контрольные вопросы:
- 22 Совокупный спрос
- Контрольные вопросы:
- 23 Совокупное предложение
- Контрольные вопросы:
- 24 Доход, потребление, сбережение, инвестиции
- Контрольные вопросы:
- 25 Природа и функции денег. Равновесие на денежном рынке
- Контрольные вопросы:
- 26 Кредит и кредитная система
- Контрольные вопросы:
- 27 Налоги и налоговая система
- Контрольные вопросы:
- 28 Государственный бюджет. Бюджетная система государства
- Контрольные вопросы:
- 29 Рынок ценных бумаг
- Контрольные вопросы:
- 30 Инфляция. Сущность, виды
- Контрольные вопросы:
- 31 Инфляция и безработица. Антиинфляционная политика
- Контрольные вопросы:
- 32 Социальная политика государства
- Контрольные вопросы:
- 33 Экономический рост. Сущность и факторы
- Контрольные вопросы:
- 34 Понятие и сущность мирового хозяйства
- Контрольные вопросы:
- 35 Торговый и платежный баланс государства
- Контрольные вопросы:
- 36 Валютная система. Валютный курс. Конвертируемость валют
- Контрольные вопросы:
- 37 Теневая экономика в современной России
- Контрольные вопросы:
- 38 Формирование открытой экономики в Российской Федерации
- Контрольные вопросы: