logo
EKONOMIKA(letnaya_sessia_2013) / Konspekt_lektsy_po_EKONOMIKE_dlya_vsekh_napr_s_tse

14 Монополистическая конкуренция

Цель лекции: иметь представления о признаках рынка монополистической конкуренции, сходстве с рынком совершенной конкуренции, а также о способах увеличения прибыли на данном типе рыночной структуры.

Монополистическая конкуренция - это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. По этому, на данном рынке имеет место власть над ценой товара, он она не очень высока.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая конкуренция предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а дифференцированную продукцию и тем самым становится своеобразным монополистом своей торговой марки. В результате потребитель готов платить большую цену за тот или иной товар, считая эту продукцию лучше, чем остальные товары на рынке.

На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Т.о., фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль. Данная модель рынка предполагает ценовую конкуренцию. Снижение цены в краткосрочном периоде могло бы помочь расширить рынок за счет конкурентов и получить сверхприбыль. Однако эластичность спроса здесь не высока, и получить сверхприбыль затруднительно. Поэтому фирмы стремятся использовать неценовую конкуренцию. Данный вид конкуренции предполагает увеличение расходов по сбыту, которые сокращают путь к покупателю.

Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.

Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания.