logo
EKONOMIKA(letnaya_sessia_2013) / Konspekt_lektsy_po_EKONOMIKE_dlya_vsekh_napr_s_tse

3 Место и роль человека в экономике

Цель лекции: получить представления о направлениях «моделирования» человека в экономической науке и о стимулах экономического поведения людей.

Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуальность, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, т.е. унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических координат. Модель человека построена на некоторых допущениях. Она включает в себя некоторые параметры, характеризующие индивида, и, прежде всего, его мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей. Экономическая наука выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей. Т.е. индивидуальных и общественных действий в процессе создания различных материальных и духовных благ; их распределения и использования.

Создание модели человека экономикой предполагает абстрагирование от многих реально существующих черт и качеств человеческой натуры. Поэтому модель экономического человека отличается определенной односторонностью. Экономика рассматривает эту модель как инструмент исследования, или определенную теоретическую предпосылку. Именно на ее основе экономисты-теоретики строят свои многочисленные теории спроса, предложения, конкуренции, прибыли, поведения потребителей и др.

Среди многочисленных направлений «моделирования» человека условно можно выделить четыре. Различия между ними определяются по степени абстрагирования от многообразия личностных характеристик человека и по учету экономической, политической и психологической обстановки, в рамках которой осуществляется деятельность людей.

Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Во главу угла здесь ставится эгоистический, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности человека. Индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход. Человек действует в рамках ограниченной рациональности – человек стремится к достижению наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информации.

Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выбранные в рамках этого представления, представляются более сложными и основанными на теории ограниченной рациональности. Здесь в стимулы поведения человека экономического включают альтруизм и самоограничение, которые радикально влияют на результаты выбора индивида. Включаются также элементы психологического характера: традиции, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью.

Третье направление представлено принципиально новой разновидностью модели «экономического человека». Эту модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, установления связей с другими людьми, свобода самовыражения и т.д. Это модель социально-индивидуального человека. Она предполагает, что в обществе имеют место демократические и плюралистические начала.

Советский экономический человек. Свойством этой модели является разветвленность целевой функции экономического поведения индивида, определяемого стремлением к личному благосостоянию. При этом имеется нерыночное поведение – это поведение хозяйственных субъектов, сформированное институтами административно-хозяйственной системы: приверженность патернализму со стороны государства, экономическая недобросовестность и т.д.