2. Функции уставного капитала
Уставный капитал, являясь неотъемлемой составной частью любого хозяйственного общества или товарищества, вместе с тем представляет собой весьма условную величину, определяющую совокупный размер внесённых учредителями (участниками) средств в момент учреждения общества (товарищества).
Уставный капитал - это имущественная основа коммерческой организации, который имеет вполне определенные функции:
А) стартовая функция - отражает право акционеров приступить к собственной предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что со временем при успешной работе коммерческой организации, полученная прибыль может в несколько раз превысить величину уставного капитала, тем не менее, и тогда он будет оставаться наиболее устойчивой статьей пассива;
Б) гарантийная функция. Уставной капитал - это часть имущества общества, сохраняемая для расплаты с кредиторами (гарантированный минимум). Поэтому не случайно усилия законодателя направлены на то, чтобы, во-первых, заставить участников общества создать уставной капитал фактически и, во-вторых, удержать его, по крайней мере, на уровне, предусмотренном в уставе. На достижение первой цели направлена норма п.3 ст. 99 ГК РФ, запрещающая подписку на акции до полной оплаты уставного капитала. Достижению второй цели служит положение п.3 ст. 102 ГК РФ, по смыслу которого акционеры могут получить дивиденды лишь в случае, когда полностью оплаченный уставной капитал от этого не уменьшится;
В) функция определения доли участия каждого акционера в обществе. Весь уставной капитал разбивается на части, каждая из которых имеет номинальную цену. Отношение сумм одной цены акций, принадлежащих одному лицу, к величине капитала определяет долю и положение этого акционера в обществе. Чем меньше номинальная цена акции, тем больше возможностей для привлечения к участию в коммерческую организацию широкого круга лиц и, в конечном счете, к аккумуляции крупных денежных средств, однако надо помнить, что если число акционеров превысит пятьдесят человек, такая коммерческая организация подлежит преобразованию в акционерное общество.
48. Структура себестоимости. Показатели, ее характеризующие.
Под структурой себестоимости понимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Она находится в движении, и на нее влияют следующие факторы:
1) специфика (особенности) предприятия. Исходя из этого различают: трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);
2) ускорение научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру себестоимости многопланово. Но основное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается;
3) уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;
4) географическое местонахождение предприятия;
5) инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита.
Структуру себестоимости продукции характеризуют следующие показатели:
• соотношение между живым и овеществленным трудом;
• доля отдельного элемента или статьи в полных затратах;
• соотношение между постоянными и переменными затратами, между основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, между прямыми и косвенными и др.
Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.
Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.
За последние годы (1990—1994) структура затрат в целом по промышленности и ее отраслям существенно изменилась, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 13.2.
Анализ данных этой таблицы позволяет сделать вывод, что структура затрат на производство продукции в целом по промышленности за анализируемый период существенно изменилась: доля амортизации снизилась с 12,1 до 6,8%; прочие расходы увеличились с 4,1 до 18,1%; доля материальных затрат снизилась с 68,6 до 56,3%; отчисления на социальные нужды увеличились с 2,2 до 5,1%; структуры затрат на производство продукции по отдельным отраслям промышленности различаются довольно существенно.
На структуру затрат за анализируемый период повлияли следующие факторы:
инфляционный процесс. Стоимость материальных ресурсов, основных фондов, рабочей силы изменялась неадекватно по отношению к друг другу, это и отразилось на структуре затрат;
опережение процесса выбытия основных фондов над процессом их ввода, что привело к снижению доли амортизации. Повлиял и тот факт, что неоднократная переоценка основных средств не соответствовала уровню инфляции;
увеличение процентных ставок по кредитам. Оно значительно повысило оплату за кредиты коммерческим банкам;
существенное повышение роли рекламы. Предприятия стали больше средств расходовать на эти цели.
Структура затрат на каждом предприятии также должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо, как уже отмечалось, для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.
49. Инновационная деятельность на предприятии. Новации. Новшества
1.1.1 Инновационная деятельность
Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) - рынок чистой конкуренции нововведений образуют сферу инновационной деятельности (рис. 1).
Рис. 1. Схема инновационной деятельности
Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.
В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний.
Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы (Рис. 2).
Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия “чистой” конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.
- Показатели эффективности использования основных фондов
- 4 Оборотный капитал. Оборотные средства. Классификация оборотных средств.
- 1.2 Классификация оборотных средств
- 2.2 Фондоёмкость
- 2.3 Фондовооружённость труда
- 6. Производственное предпринимательство. Инновационный бизнес. Венчурный бизнес
- Производственное предпринимательство
- 7 Направления нтп. Коэффициенты механизации, автоматизации.
- 38. Механизация и автоматизация производственных процессов
- 8 Производственная мощность предприятия. Факторы, влияющие на ее величину и степень использования.
- Маркетинг на предприятии. Концепции маркетинга на предприятии в условиях кризиса
- 11Типы организации производства.
- 12 Амортизация. Норма амортизации
- 13. Бизнес-план предприятия
- 2. Типы бизнес-планов
- 14. Финансовое предпринимательство
- 15 Понятия и принципы организации производства
- Специализация производства
- 18 Консультативное предпринимательство
- 19 Методы начисления амортизации
- Пример 1.
- Линейный метод начисления амортизации.
- Пример 2.
- Нелинейный метод начисления амортизации.
- Пример 3.
- Использование повышающих коэффициентов.
- Пример 4.
- Использование понижающих коэффициентов.
- Пример 5.
- Пример 6.
- 20. Организационно-экономические формы предпринимательства
- 22. Производственный цикл. Состав. Виды сочетания операций.
- Производственный цикл (пц) и его структура
- 23. Себестоимость продукции и ее значение. Элемент расходов. Прямые и косвенные расходы
- 25 Калькуляция себестоимости и ее значение
- 26 Малое предприятие. Основные особенности.
- 29. Кооперирование производства
- 30. Прибыль, рентабельность как показатели деятельности предприятия. Виды прибыли предприятия.
- 31. Оборотные фонды и фонды обращения
- 32. Комбинирование производства
- 33. Инвестиции. Методы экономического обоснования реальных инвестиций
- 34. Виды инвестиций. Дисконтирование инвестиционных потоков
- 35 Концентрация производства. Формы концентрации. Показатели дтя оценки уровня концентрации
- 36. Направления научно-технического прогресса
- 2.2. Приоритетные направления нтп на современном этапе
- 37. Моральный износ основных средств.
- 38. Основные фонды предприятия. Структура оф. Производственные и непроизводственные оф. Сходство и различия
- 39 Определения производственной мощности цеха. Баланс производственной мощности. Коэффициент ее использования.
- 40. Понятие издержек и их классификация
- 42. Физический износ основных средств.
- 43. Аренда и лизинг имущества
- 45. Производительность труда. Факторы изменения производительности труда. Резервы роста производительности.
- 46. Категории персонала предприятия. Структура кадров. Факторы, влияющие на структуру кадров.
- 47. Классификация предприятий. Уставный капитал.
- 2. Функции уставного капитала
- 1.1.2 Основные направления инновационной деятельности
- 50. Показатели динамики и состава персонала. Среднесписочная численность
- 53 Монополизация производства. Показатели для оценки уровня монополизации производства в России.
- 2.4. Норильский Никель
- 54. Цена. Ценовая политика предприятия
- 2 Основных подхода к определению понятия «цена»:
- 55. Нематериальные активы. Формы воспроизводства основных фондов. Показатели воспроизводства оф.
- 56. Основной капитал. Оборотный капитал. Состав.
- 57. Инвестиции. Инвестиционная деятельность в условиях кризиса.
- 58. Активная,пассивная часть оф. Первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная стоимость основных фондов
- 5.3. Производственный цикл
- 60. Износ основных фондов