logo
экономика предприятия

2. Функции уставного капитала

Уставный капитал, являясь неотъемлемой составной частью любого хозяйственного общества или товарищества, вместе с тем представляет собой весьма условную величину, определяющую совокупный размер внесённых учредителями (участниками) средств в момент учреждения общества (товарищества).

Уставный капитал - это имущественная основа коммерческой организации, который имеет вполне определенные функции:

А) стартовая функция - отражает право акционеров приступить к собственной предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что со временем при успешной работе коммерческой организации, полученная прибыль может в несколько раз превысить величину уставного капитала, тем не менее, и тогда он будет оставаться наиболее устойчивой статьей пассива;

Б) гарантийная функция. Уставной капитал - это часть имущества общества, сохраняемая для расплаты с кредиторами (гарантированный минимум). Поэтому не случайно усилия законодателя направлены на то, чтобы, во-первых, заставить участников общества создать уставной капитал фактически и, во-вторых, удержать его, по крайней мере, на уровне, предусмотренном в уставе. На достижение первой цели направлена норма п.3 ст. 99 ГК РФ, запрещающая подписку на акции до полной оплаты уставного капитала. Достижению второй цели служит положение п.3 ст. 102 ГК РФ, по смыслу которого акционеры могут получить дивиденды лишь в случае, когда полностью оплаченный уставной капитал от этого не уменьшится;

В) функция определения доли участия каждого акционера в обществе. Весь уставной капитал разбивается на части, каждая из которых имеет номинальную цену. Отношение сумм одной цены акций, принадлежащих одному лицу, к величине капитала определяет долю и положение этого акционера в обществе. Чем меньше номинальная цена акции, тем больше возможностей для привлечения к участию в коммерческую организацию широкого круга лиц и, в конечном счете, к аккумуляции крупных денежных средств, однако надо помнить, что если число акционеров превысит пятьдесят человек, такая коммерческая организация подлежит преобразованию в акционерное общество.

48. Структура себестоимости. Показатели, ее характеризующие.

Под структурой себестоимости понимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Она находится в движении, и на нее влияют следующие факторы:

1) специфика (особенности) предприятия. Исходя из этого различают: трудоемкие предприятия (большая доля заработ­ной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);

2) ускорение научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру себестоимости многопланово. Но основ­ное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществлен­ного труда в себестоимости продукции увеличивается;

3) уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;

4) географическое местонахождение предприятия;

5) инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита.

Структуру себестоимости продукции характеризуют следу­ющие показатели:

• соотношение между живым и овеществленным трудом;

• доля отдельного элемента или статьи в полных затратах;

• соотношение между постоянными и переменными затра­тами, между основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, между прямыми и косвенными и др.

Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.

За последние годы (1990—1994) структура затрат в целом по промышленности и ее отраслям существенно изменилась, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 13.2.

Анализ данных этой таблицы позволяет сделать вывод, что структура затрат на производство продукции в целом по промышленности за анализируемый период существенно изме­нилась: доля амортизации снизилась с 12,1 до 6,8%; прочие расходы увеличились с 4,1 до 18,1%; доля материальных затрат снизилась с 68,6 до 56,3%; отчисления на социальные нужды увеличились с 2,2 до 5,1%; структуры затрат на производство продукции по отдельным отраслям промышлен­ности различаются довольно существенно.

На структуру затрат за анализируемый период повлияли следующие факторы:

инфляционный процесс. Стоимость материальных ресур­сов, основных фондов, рабочей силы изменялась неадекватно по отношению к друг другу, это и отразилось на структуре затрат;

опережение процесса выбытия основных фондов над про­цессом их ввода, что привело к снижению доли амортизации. Повлиял и тот факт, что неоднократная переоценка основных средств не соответствовала уровню инфляции;

увеличение процентных ставок по кредитам. Оно значи­тельно повысило оплату за кредиты коммерческим банкам;

существенное повышение роли рекламы. Предприятия ста­ли больше средств расходовать на эти цели.

Структура затрат на каждом предприятии также должна ана­лизироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо, как уже отмечалось, для управления издерж­ками на предприятии с целью их минимизации.

49. Инновационная деятельность на предприятии. Новации. Новшества

1.1.1 Инновационная деятельность

Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) - рынок чистой конкуренции нововведений образуют сферу инновационной деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Схема инновационной деятельности

Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний.

Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы (Рис. 2).

Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия “чистой” конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.