logo
экономика предприятия

29. Кооперирование производства

Кооперирование производства — представляет собой длительные производственные связи между предприятиями по совместному изготовлению продукции.

Кооперирование может быть отраслевым, региональным или международным. Критериями выбора вида кооперирования служат качество и цена поставляемой продукции, имидж, надежность и миссия поставщика, качество сервиса, оказываемого поставщиком, затраты на эксплуатацию продукции поставщика.

Уровень кооперации производства характеризуют:

коэффициент кооперирования, определяемый делением стоимости комплектующих и покупных изделий, полуфабрикатов, поступающих от заводов-поставщиков, кооперирующихся с данным предприятием, на себестоимость товарной продукции;

количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;

число заказов, выполняемых в порядке кооперирования для других предприятий;

Кооперация считается оправданной, если она подтверждается технологической и экономической целесообразностью.

Виды кооперирования производства:

По характеру участия в процессе кооперирования:

кооперация «со стороны»;

кооперация «на сторону».

По территориальному признаку:

внутрирайонное кооперирование (в одном экономическом районе);

межрайонная.

По характеру использования производственной базы:

кооперирование на базе специализации;

кооперирование на базе свободных производственных мощностей.

Для оценки уровня кооперирования используют следующие показатели:

удельный вес кооперированных поставок в себестоимости готовых изделий;

количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;

удельный вес, в общем объёме кооперации, поставок по внутрирайонному и межрайонному кооперированию.

Экономическая эффективность кооперирования достигается улучшением показателей работы предприятий за счёт прекращения производства на них небольших партий деталей и узлов и передачи их изготовления на специализированные предприятия.