logo
экономика предприятия

35 Концентрация производства. Формы концентрации. Показатели дтя оценки уровня концентрации

Концентрация – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.

Концентрация может развиваться на основе различных форм: увеличение выпуска однородной продукции (специализированные предприятия); увеличение выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия); развитие концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты); развитие концентрации на основе диверсификации производства (эта форма может осуществляться как на основе предыдущих трех, так и за счет более широкой деятельности предприятия).

Концентрация производства может быть достигнута путем: увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне; применения машин и оборудования с большей единичной мощностью; одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного; развития комбинирования взаимосвязанных производств.

С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь раз­вития концентрации – интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.

Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так относительные показатели, поэтому различают абсолютную и относительную концентрацию.

Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих.

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Показатели для оценки уровня относительной концентрации: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли; доля предприятия на рынке продаж.

Крупные предприятия по сравнению с мелкими и средними имеют существенные преимущества и недостатки. К основным преимуществам крупных предприятий можно отнести следующее:

–           являются проводниками научно-технического прогресса, т.к. имеют возможность осуществления всего цикла "наука – производство", т.е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;

–           легче внедряют и эффективнее используют современное и высокопроизводительное оборудование;

–           создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;

–           имеют больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;

–           с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;

–           достигается большой эффект от применения ЭВМ.

Крупные предприятия имеют и недостатки, которые следует учиты­вать при проектировании и создании предприятий:

–           увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;

–           необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;

–           усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;

–           повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;

–           нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;

–           возможность монополизации производства и др.

Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.

В различных сферах человеческой деятельности для достижения цели, выполнения действия или повышения эффективности функционирования систем достаточно часто используется понятие, именуемое «концентрацией». Использование термина «концентрация» согласуется с общепринятым понятием, которое произошло от новолатинскогоconcentration и означает:  сосредоточение, скопление, насыщенность, объединение, а также увеличение размеров капитала в результате накопления и капитализации прибавочной стоимости, созданной наемными рабочими и присвоенный собственниками средств.

В научной литературе отношение отечественных исследователей к  проблеме концентрации производства неоднозначно. Но все же общепринятым определением «концентрации производства» считается рост числа крупных предприятий и сосредоточение производства на крупных и крупнейших предприятиях. С одной стороны, концентрация производства рассматривается как форма монополизации производства, не допускающая и отторгающая иные способы организации производства. С другой стороны, в отечественной экономической литературе очень долго  процесс концентрации оценивался в качестве необходимого условия развития  собственности.

Концентрация - социально-важный процесс, с одной стороны, лежащий в основе многих социально-экономических явлений, а с другой стороны, являющийся необходимой предпосылкой развития общества.

Содержание процесса концентрации производства необходимо связывать с его сосредоточением во все более крупных предприятиях, с их опережающим ростом, расширением масштабов кооперации и углублением разделения труда, повышением обобществления труда, повышением его эффективности.

Сущность концентрации производства может проявляться в различных видах концентрации. Она может выступать как:

1)     концентрация производимой продукции;

2)     концентрация живого труда (рабочих или работающих);

3)     концентрация средств и предметов труда.

Каждый вид концентрации характеризует определенный элемент производства, а, следовательно, имеет самостоятельное значение.

Основу концентрации производства составляют сущностные процессы: концентрация капитала и его централизация.

Концентрация капитала представляет собой увеличение капитала за счет капитализации части прибавочной стоимости. Централизация капитала – это увеличение капитала в руках одного предприятия или группы предприятий за счет поглощения или присоединения других капиталов.

Следует отметить, что от концентрации капитала централизация капитала отличается по источнику роста капитала. Источником увеличения капитала при его концентрации является прибавочная стоимость; источником же увеличения капитала при его централизации служат другие, уже существовавшие ранее капиталы.

Концентрация производства является одним из важнейших факторов, обеспечивающих непрерывное повышение эффективности общественного производства. Укрупнение предприятий, сосредоточение выпуска продукции на крупных предприятиях служит основой дальнейшего развития и совершенствования специализации, кооперирования и комбинирования производства. Поэтому исследование процесса концентрации как основной формы организации общественного производства, изучение вопросов эффективности концентрации производства и определение оптимальных размеров предприятий относятся к числу наиболее актуальных проблем экономики всех стран.

Наравне с содержанием процесса концентрации производства особого внимание заслуживает изучение форм данного процесса.

Развитие форм концентрации производства в настоящее время связывают с процессами становления корпоративной собственности и корпоративных отношений. Осуществление широкомасштабной инвестиционной деятельности всегда предполагает высокую концентрацию денежных ресурсов, создание благоприятных условий для их мобилизации. Это, в свою очередь, обуславливает появление на практике хозяйственных структур различной степени сложности и организационно-правового устройства, адекватных уровню развития рынка, в том числе требованиям эффективного перелива капитала в оптимальные с точки зрения доходности сферы. В наибольшей степени этим требованиям отвечают такие системы хозяйствующих субъектов как корпорации. Широкие возможности организации хозяйственной деятельности на основе корпоративной собственности позволяют моделировать межфирменные отношения, используя множество вариантов создания интегрированных структур, основанных на использовании преимущества корпорации. При  этом корпоративная собственность ассоциируется с понятием акционерного капитала, а под корпоративными отношениями понимают те, которые возникают и происходят между всеми заинтересованными сторонами, участвующими в реализации принятой корпоративной модели.  Таким образом, отход от монополии государственной собственности, становление корпоративной собственности модифицирует формы проявления процесса концентрации  в связи с их новым содержанием.

Так каковы же формы концентрации производства? В экономической литературе выделяют 4 формы концентрации производства:

1.                 Укрупнение предприятий – сосредоточение производства на крупных предприятиях, определяется научно-техническим прогрессом орудий труда (ростом производительности единичных мощностей машин, агрегатов, аппаратов, совершенствованием техники управления и т.п.) и ростом объемов выпускаемой продукции.

2.                 Специализация – сосредоточение (концентрация) однородного производства, которое по своему типу является массовым или крупносерийным.

3.                 Кооперирование – прямые производственные связи между предприятиями (объединениями), участвующими в совместном изготовлении определенной продукции.

4.                 Комбинирование – соединение разных производств, представляющих собой последовательные ступени обработки сырья или использование отходов производства в одном предприятии (комбинате).

          Формы организации промышленного производства часто дополняют одна другую, и только системный подход к их рассмотрению может обеспечить объективные решения по их использованию.

Кроме того, концентрация производства и ее отдельные формы развиваются на основе совокупного влияния двух главных факторов: роста потребности в определенных видах продукции и технического прогресса в производстве. Поэтому на каждом этапе развития степень концентрации производства должна соответствовать размеру производства и производительности оборудования. Переконцентрация экономически также нежелательна, как и недостаточная концентрация.

Конечно, вопрос о концентрации весьма непрост. У нее есть как сильные, так и слабые стороны. Поэтому необходим комплекс мероприятий, направленных на успешный переход крупных предприятий к рыночным отношениям с сохранением положительных сторон концентрации производства. Этого можно достичь путем создания новых форм предприятий, совершенствования организации управления предприятиями, рационального сочетания крупных, средних и малых предприятий.