30. Прибыль, рентабельность как показатели деятельности предприятия. Виды прибыли предприятия.
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах. Общим финансовым результатом является прибыль.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности -- одна из основных задач в любой сфере бизнеса, большая роль в выявлении которых отводится экономическому анализу.
Основные задачи экономического анализа перечислены на рисунке 1.1.
Современная экономическая мысль рассматривает прибыль в качестве дохода от использования факторов производства, т. е. труда, земли капитала. На сегодняшний день можно выделить следующие, имеющие хождение в учебной литературе определения прибыли: во-первых, - это плата за услуги предпринимательской деятельности; во-вторых, - это плата за новаторство, за талант в управлении предприятием; в-третьих, - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом климатических условий, различными непредсказуемыми обстоятельствами.
Рисунок 1.1 Основные задачи экономического анализа
Результаты риска могут быть кардинально различны - большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В настоящее время разработана теория риска, с помощью которой можно рассчитать степень риска, особенно финансового.
В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя (продавца) на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.
Как конечный результат функционирования производства на уровне предприятия прибыль является элементом взаимоотношений всех участников производственного процесса. На функционирующем предприятии прибыль выполняет определенные функции. В отечественной литературе нет единого мнения по вопросу о функциях прибыли; в разных источниках насчитывается от двух до шести функций. Большинство экономистов выделяют три функции, наиболее соответствующие природе прибыли.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
На рынке предприятия выступают как обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что еще не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
В процессе анализа используются разнообразные показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом.
По видам хозяйственной деятельности различают прибыль от основной (операционной) деятельности, которая включает прибыль от реализации продукции и прочие внереализационные доходы и расходы; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.
2. По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, прибыль от реализации продукции, общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов(брутто-прибыль), прибыль до налогообложения, чистую прибыль.
Маржинальная прибыль--это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
Прибыль от реализации продукции -- это разность между маржинальной прибылью и постоянными затратами предприятия.
Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).
Прибыль до налогообложения -- это результат после выплаты процентов кредиторам.
Чистая прибыль -- это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия, которую надо выделять из общей прибыли для правильной оценки работы предприятия.
По характеру налогообложения различают налогооблагаемую прибыль и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую.
Капитализированная прибыль -- это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия.
Потребляемая прибыль -- та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам предприятия.
Показатель прибыли следует рассматривать не за отдельные промежутки времени, а в динамике.
В условиях рыночных отношений имеется 3 источника получения прибыли:
за счет монопольного положения предприятий по выпуску той или иной продукции или уникальности производств. Поддержание этого источника предполагает проведение постоянных новаций и требует учета антимонопольного политического законодательства.
связан с производственной и предпринимательской деятельностью, касается всех предприятий, эффективность его зависит знаний конъюнктуры рынка, от умения адаптировать производство под различные условия. Зависит от правильности выбора производственной программы. Объем производства, снижения издержек, от конкретных условий продажи продукции.
вытекает из инновационной деятельности предприятия, которое предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции.
Для предприятия большое значение имеет размер прибыли. Чтобы судить о размерах прибыли, необходимо договориться о способах ее измерения. Абсолютная величина прибыли безотносительно к обороту или величине активов предприятия ничего не говорит. Так, годовая прибыль в 1 млрд. долл. для предприятия с капиталом в 10 млрд. долл. - это весьма неплохо, но ничтожно мало для предприятия с капиталом в 1000 млрд. Поэтому величину прибыли за год сопоставляют или с годовым оборотом предприятия, или с ее капиталом. Анализ статистических данных показывает, что динамика прибылей ведущих корпораций ведущих индустриальных стран мира весьма неустойчива, и здесь трудно выделить какую-то единую закономерность. Даже то, что в отдельные периоды фирмы терпят убытки, и весьма значительные, не означает их банкротства. В числе фирм, потерпевших убытки в разные периоды, такие всемирно известные колоссы, как “Дженерал моторс” и “Форд мотор”, продукция которых пользуется всеобщим признанием. Убыточность свидетельствует, что их руководители недостаточно учитывают потребности рынка. Другим фактором, повлекшим убытки, является конверсия военной промышленности США: предприятия этих фирм выпускали большое количество военной техники.
Можно сказать, что на увеличение или уменьшение прибыли оказывают влияние различные факторы.
Классификация факторов, влияющих на величину прибыли предприятия представлена на рисунке 1.2 .
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные.
Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.
Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени и работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.
Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через, качественные, изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствования технологий его обработки, ускорения оборачиваемости оборотных средств, повышения квалификации производительности труда персонала, снижения трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.
К внепроизводственным факторам относятся снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.
Абсолютная сумма полученной прибыли не может полностью характеризовать эффективность работы предприятия, так как на ее величину оказывает влияние масштаб производства. Поэтому крупные предприятия, даже хуже работающие, по сравнению с малым предприятием, может получить большую сумму прибыли.
Для оценки эффективности работы предприятия следует сопоставить полученную прибыль с затраченными ресурсами. Этот отличительный показатель называется рентабельностью. Рентабельность характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности за определенный период.
Рентабельность - относительный показатель, который характеризует уровень прибыльности в процентах.
Различают следующие показатели рентабельности:
Рентабельность продукции представляет собой отношение прибыли от реализации к полной себестоимости продукции. Она показывает целесообразность производства данной продукции.
Рентабельность производства (или имущества, активов) - отношение балансовой (или чистой) прибыли к стоимости всего имущества предприятия, показывает, как результативно используется имущество (активы) предприятия.
Основные направления повышения рентабельности производства - это увеличение показателя прибыли и улучшение использования производственных ресурсов (фондов).
Первое достигается за счет:
- увеличения объема продаж;
- снижения издержек производства;
- повышения качества выпускаемых изделий.
Второе достигается за счет:
- повышения фондоотдачи, которая в свою очередь зависит от:
а) сменности работы предприятия;
б) повышения загрузки фондов в единицу времени;
в) повышения часовой производительности;
г) совершенствования производственной структуры фондов (повышение удельного веса активной части фондов 55-65%);
- улучшения использования оборотных средств, а на это влияет:
а) ускорения оборачиваемости оборотных средств;
б) правильное формирования их источников.
Подводя итог теоретического исследования можно отметить, что общим показателям, характеризующим эффективность производства, относятся прибыль и рентабельность.
Прибыль - главная цель предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений превращенная форма прибавочной стоимости.
Рентабельность доходность, прибыльность показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности; Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.
Виды прибыли и их состав
Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.
Другим принципом определения финансовых результатов является использование метода начисления. По этой причине прибыль (убыток), показанные в отчете о финансовых результатах, не отражают реального притока денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.
На счете прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:
как результаты (прибыль или убыток) от реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации;
как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки). Внереализационные доходы и потери прямо отражаются по кредиту и дебету счета Прибылей и убытков без предварительной записи на каких-либо других счетах.
Основными показателями прибыли являются:
· общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток);
· прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
· прибыль от финансовой деятельности;
· прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;
· налогооблагаемая прибыль;
· чистая прибыль.
Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и от прочих внереализационных операций определяется как результат по операциям, отражаемым на счетах 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов», а также как разница между общей суммой полученных и уплаченных:
· штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;
· процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;
· курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;
· прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
· убытков от стихийных бедствий;
· потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;
· поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;
· прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:
· отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);
· рентных платежей в бюджет;
· доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;
· доходов от казино, видеосалонов и пр.;
· прибыли от страховой деятельности;
· прибыли от отдельных банковских операций и сделок;
· курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;
· прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.
Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.
Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.
Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль – это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.
Прибыль от реализации продукции (товаров, работ. услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
Выручка от реализации продукции определяется либо по мере ее оплаты либо по мере отгрузки товаров (продукции, работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключения договоров. В отраслях сферы товарного обращения (торговля, общественное питание) вместо категории «выручка от реализации продукции» используется категория «товарооборот». Сущность товарооборота составляют экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары в порядке купли-продажи. В зарубежной практике вместо термина «выручка» зачастую используют термин «валовой доход». Однако это очень широкая трактовка данного термина. Валовой доход как экономическая категория выражает собой вновь созданную стоимость, или чистую продукцию хозяйствующего субъекта. В практике планирования и учета в торговле под валовым доходом понимается сумма торговых надбавок (скидок); в общественном питании - сумма торговых набавок (скидок) и наценок.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
- Показатели эффективности использования основных фондов
- 4 Оборотный капитал. Оборотные средства. Классификация оборотных средств.
- 1.2 Классификация оборотных средств
- 2.2 Фондоёмкость
- 2.3 Фондовооружённость труда
- 6. Производственное предпринимательство. Инновационный бизнес. Венчурный бизнес
- Производственное предпринимательство
- 7 Направления нтп. Коэффициенты механизации, автоматизации.
- 38. Механизация и автоматизация производственных процессов
- 8 Производственная мощность предприятия. Факторы, влияющие на ее величину и степень использования.
- Маркетинг на предприятии. Концепции маркетинга на предприятии в условиях кризиса
- 11Типы организации производства.
- 12 Амортизация. Норма амортизации
- 13. Бизнес-план предприятия
- 2. Типы бизнес-планов
- 14. Финансовое предпринимательство
- 15 Понятия и принципы организации производства
- Специализация производства
- 18 Консультативное предпринимательство
- 19 Методы начисления амортизации
- Пример 1.
- Линейный метод начисления амортизации.
- Пример 2.
- Нелинейный метод начисления амортизации.
- Пример 3.
- Использование повышающих коэффициентов.
- Пример 4.
- Использование понижающих коэффициентов.
- Пример 5.
- Пример 6.
- 20. Организационно-экономические формы предпринимательства
- 22. Производственный цикл. Состав. Виды сочетания операций.
- Производственный цикл (пц) и его структура
- 23. Себестоимость продукции и ее значение. Элемент расходов. Прямые и косвенные расходы
- 25 Калькуляция себестоимости и ее значение
- 26 Малое предприятие. Основные особенности.
- 29. Кооперирование производства
- 30. Прибыль, рентабельность как показатели деятельности предприятия. Виды прибыли предприятия.
- 31. Оборотные фонды и фонды обращения
- 32. Комбинирование производства
- 33. Инвестиции. Методы экономического обоснования реальных инвестиций
- 34. Виды инвестиций. Дисконтирование инвестиционных потоков
- 35 Концентрация производства. Формы концентрации. Показатели дтя оценки уровня концентрации
- 36. Направления научно-технического прогресса
- 2.2. Приоритетные направления нтп на современном этапе
- 37. Моральный износ основных средств.
- 38. Основные фонды предприятия. Структура оф. Производственные и непроизводственные оф. Сходство и различия
- 39 Определения производственной мощности цеха. Баланс производственной мощности. Коэффициент ее использования.
- 40. Понятие издержек и их классификация
- 42. Физический износ основных средств.
- 43. Аренда и лизинг имущества
- 45. Производительность труда. Факторы изменения производительности труда. Резервы роста производительности.
- 46. Категории персонала предприятия. Структура кадров. Факторы, влияющие на структуру кадров.
- 47. Классификация предприятий. Уставный капитал.
- 2. Функции уставного капитала
- 1.1.2 Основные направления инновационной деятельности
- 50. Показатели динамики и состава персонала. Среднесписочная численность
- 53 Монополизация производства. Показатели для оценки уровня монополизации производства в России.
- 2.4. Норильский Никель
- 54. Цена. Ценовая политика предприятия
- 2 Основных подхода к определению понятия «цена»:
- 55. Нематериальные активы. Формы воспроизводства основных фондов. Показатели воспроизводства оф.
- 56. Основной капитал. Оборотный капитал. Состав.
- 57. Инвестиции. Инвестиционная деятельность в условиях кризиса.
- 58. Активная,пассивная часть оф. Первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная стоимость основных фондов
- 5.3. Производственный цикл
- 60. Износ основных фондов