Производственное предпринимательство
Виды предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность весьма разнообразна. Поскольку любой бизнес в той или иной степени связан с основными фазами воспроизводственного цикла — производством продукции и услуг, обменом и распределением товаров, их потреблением — можно выделить следующие виды предпринимательской деятельности: производственное предпринимательство, коммерческое, финансовое.
Кроме этого, в последние десятилетия во всех экономически развитых странах мира выделяется, обосабливается такой самостоятельный вид предпринимательства, как консультативный (консалтинг).
В то же время каждый из названных видов предпринимательства распределяется на некоторое число подвидов. В общем представлении существующие виды и подвиды предпринимательства можно представить в виде схемы 2.1.
Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. Однако именно эта сфера деятельности при переходе к рыночной экономике претерпела наибольшие негативные изменения: распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, резко упал сбыт продукции, ухудшилось финансовое положение предприятий.
Наибольшее развитие в первые годы перехода к рынку в России получило коммерческое предпринимательство. Оно характеризуется операциями и сделками по купле и продаже товаров и услуг. Здесь быстрее можно получить отдачу. Эта сфера, во многом ограниченная ранее, стала стремительно развиваться, главным образом как частное, индивидуальное предпринимательство. Сюда направили свои усилия многие энергичные, инициативные люди. Нередко среди них имеются и те, кого раньше относили к так называемой "теневой" экономике. Если производственная деятельность обеспечивает, как правило, 10—12% рентабельности предприятия, фирмы, то коммерческая — 20—30%, а нередко и выше.
Особым видом предпринимательской деятельности является финансовое (или финансово-кредитное). Сфера его деятельности — обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др.
Финансовая сделка предполагает не такую высокую норму рентабельности, как предыдущие виды предпринимательской деятельности: эта величина может составить 5—10%.
В последние годы все большее развитие в России получает такая перспективная форма, как консультативное предпринимательство. Оно имеет множество направлений (см. 2.1) и, сопоставляя уровень его развития в нашей стране с другими развитыми странами, можно сделать вывод, что в ближайшие годы консалтингу предстоит стремительно развиваться.
Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее этот предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность. В условиях сложившихся рыночных отношений на Западе устная договоренность, как правило, служит надежной гарантией и в последующем, при необходимости, может быть оформлена в виде контракта, сделки. Значительно сложнее положение в нашей стране. В условиях лишь формирующихся рыночных отношений надежность устной договоренности очень невелика, а риск существенно высок.
Следующий этап производственного предпринимательства — приобретение или аренда (наем) факторов производства.
Факторы производства. Как известно, в число факторов
производства входят: производственные фонды, рабочая сила,
информация. Производственные фонды в свою очередь подраз
деляются на основные и оборотные.
Основные производственные фонды (орудия труда) включают в себя здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику, транспортные
средства, инструмент и приспособления, производственный инвентарь, прочие основные фонды. К основным производственным фондам относят здания производственных цехов, заводоуправления, лабораторий и др.
В число сооружений входят ограждения вокруг территории предприятия, фирмы, мосты, нефтяные скважины, угольные разрезы и др. К передаточным устройствам относят силовые кабели, линии электропередач, различные трубопроводы, неф-те-, газопроводы и др. Силовые машины включают в себя различные двигатели, турбины, паровые котлы и др. Важнейший элемент основных производственных фондов — рабочие машины и оборудование. К ним относятся все технологическое оборудование, машины и оборудование вспомогательных цехов. Эта часть основных фондов условно называется активной частью, так как именно на машинах и оборудовании непосредственно изготавливается продукция. В состав транспортных средств входит транспорт всех видов: автомобильный, железнодорожный, авиационный, морской, речной, гужевой и др. Инструмент и приспособления относлт к основным производственным фондам при наличии двух условий: по стоимости — дороже одного млн. руб. и по сроку службы — более одного года.
Оборотные производственные фонды (предметы труда) составляют сырье, основные и вспомогательные материалы, топливные и энергетические ресурсы, тара и тарные материалы, малоценный и быстроизнашивающийся инструмент и производственный инвентарь, запасные части для ремонтов. Сюда же отнесем покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов. К сырью относятся предметы труда, полученные в добывающих отраслях промышленности (руда, нефть, уголь, газ и т.п.) или в сельском хозяйстве (хлопок, лен, шерсть, кожа и т.п.), не прошедшие промышленной переработки. Материалы — это предметы труда, прошедшие определенные этапы переработки и поступающие в производство для изготовления готовой, законченной продукции. При этом основные материалы составляют основу, субстанцию будущего готового продукта (металл, дерево, ткань и т.п.), а вспомогательные материалы дополняют основные (красители, пуговицы, фурнитура и т.п.) или способствуют процессу производства (смазочные масла, обтирочные концы и
т.п.). Инструмент и инвентарь относят к оборотным фондам по двум признакам: стоимости и сроку службы. В любом случае, если инструмент или производственный инвентарь стоит дешевле одного млн. руб. или срок службы его менее одного года, его относят к оборотным производственным фондам. Полуфабрикаты обычно различают покупные со стороны и собственного производства. В любом случае полуфабрикат — это не законченная изготовлением продукция, подлежащая доработке до готового продукта в другом цехе (участке) данного предприятия, фирмы или на другом предприятии. Незавершенное производство представляет также не законченную изготовлением продукцию, но в отличие от полуфабриката незавершенное производство, как правило, находится на рабочем месте, оно не может быть передано для доработки в другое подразделение предприятия и подлежит доработке в данном цехе (участке).
Особо следует остановиться на расходах будущего периода. Главное их назначение — обеспечить повышенные расходы на первых порах освоения новой продукции. Впоследствии в течение определенного времени эти расходы будут отнесены на издержки производства.
Рабочую силу предприниматель нанимает путем объявлений, через биржи труда, агентства по трудоустройству, с помощью друзей, знакомых. При подборе персонала следует учитывать образование кандидата на определенную работу, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.
Далее предприниматель приобретает всю необходимую ему информацию о возможности привлечения ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, о рынке сбыта намечаемой к изготовлению продукции или услуги и т.д.
Потребность в финансовых средствах и ее расчет. Осуществление предпринимательской сделки связано с денежными затратами. Общую потребность в деньгах (Дп) на производственно-предпринимательскую деятельность можно рассчитать по формуле:
Дп = Др + Дм + Дс + Ди + Ду,
где Др — денежные средства, необходимые для оплаты наемных работников;
Дм — денежная оплата стоимости приобретаемых сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, энергии;
Дс — денежные расходы, связанные с приобретением и использованием средств труда (основных производственных фондов) ~ зданий, сооружений, передаточных устройств, машин, оборудования, вычислительной техники, инструмента, транспортных средств и др.;
Ди — денежная оплата приобретаемой предпринимателем информации;
Ду — оплата услуг сторонних организаций и лиц ( строительные работы, транспортные услуги и др.).
Для начала производственной деятельности предпринимателю надо иметь необходимый стартовый капитал. Не каждый может его иметь. В этом случае предприниматель обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получением кредита. Можно избрать и другой путь — получение предпринимателем факторов производства (помещений, оборудования, сырья, материалов, информации и др.) в кредит. Однако в любом случае предприниматель должен будет вернуть кредитору денежную сумму, полученную в кредит, или равную стоимости взятых в кредит факторов производства плюс проценты за пользование кредитом.
Денежные субсидии, как правило, на льготных условиях, могут предоставлять предпринимателю, особенно начинающему, государственные структуры. Так, Федеральным Законом от 12 мая 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства" предусмотрены создание фондов поддержки малого предпринимательства, льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, льготное их кредитование, ускоренная амортизация основных производственных фондов и др.
Косвенными участниками производственной предпринимательской деятельности являются федеральные и муниципальные финансовые органы, налоговая инспекция, налоговая полиция. Они выполняют чисто фискальную функцию, изымая у предпринимателя в федеральный и местный бюджеты налоги, обязательные платежи, отчисления, штрафы, пошлины и т.п. (о содержании налогов и порядке их уплаты см. в гл. П.).
Результативность производственной деятельности. Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализация продукции или работ, услуг покупателю, потребителю и выручка определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составит прибыль предприятия.
Различают валовую (балансовую) и остаточную (чистую) прибыль предпринимателя. Валовая прибыль представляет собой денежную сумму, которая остается у предпринимателя после оплаты им всех затрат на производство и реализацию продукции, но до выплаты налогов. Остаточная (чистая) прибыль определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений, различных платежей, штрафов, пошлин и т.п. и представляет собой конечный итог деятельности предпринимателя-производственника.
Общую финансовую оценку деятельности такого предпринимателя определяют показателем рентабельности. Он определяется отношением остаточной прибыли к полным издержкам производства. Так, например, если общая сумма полных издержек производства составила 40,0 млн., а чистая прибыль — 6,0 млн. руб., то рентабельность будет равна 15% (6/40* 100). Для западных предпринимателей такая рентабельность считалась бы высокой, для отечественных — минимальной. Очевидно, в данном случае имеет значение и масштаб производства.
Наиболее полное представление об эффективности конкретного производственного предпринимательского проекта даст соответствующий раздел бизнес-плана, методика разработки которого изложена в гл, 5.
Венчурный бизнес. Говоря об инновационном предпринимательстве1, следует упомянуть и о получившем в последние годы широкое развитие венчурном бизнесе.
Венчурный бизнес, как правило, трактуется как рисковый бизнес. Это одна из форм технологических нововведений. Венчурный бизнес характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких и в первую очередь в высокотехнологичных областях, где получение эффекта не гарантировано и имеется значительная доля риска.. Под венчурной фирмой понимается обычно коммерческая научно-техническая фирма, занятая разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции с неопределенным заранее доходом, т.е. с рискованным вкладом капитала.
Надо отметить, что малые предприятия играют важную роль в развитии инновационного предпринимательства. В свою очередь венчурный бизнес имеет рад преимуществ перед другими формами организации инновационного предпринимательства в малом бизнесе: высокая гибкость, динамизм и др.
Венчурное предпринимательство базируется на принципах разделения и распределения риска. Оно позволяет авторам идей, не имеющим в достаточном объеме собственных средств, реализовать эти идеи.
Венчурный бизнес зародился и получил широкое развитие в США. Любой малый инновационный бизнес испытывает ограниченность материальных и финансовых ресурсов, слабость научно-технической базы и нуждается в эффективной поддержке со стороны государства. В США разработана и действует комплексная программа государственной помощи малому инновационному бизнесу. Она включает в себя прямое финансирование малых предприятий из Федерального бюджета, систему контрактного финансирования этих предприятий министерствами и ведомствами, благоприятные налоговое законодательство и амортизационный климат. Суть венчурного бизнеса в США состоит в том, что инновационные фирмы реализуют свои идеи с помощью средств, предоставляемых инвесторами в обмен на приобретение по льготной цене акций создаваемых компаний.
В современных условиях в России имеются все необходимые предпосылки для развития венчурного предпринимательства. Прежде всего это наличие развитого рынка ценных бумаг. Далее — все возрастающее проникновение зарубежных фирм на российский рынок интеллектуальной собственности. Причем это проникновение носит не только характер прямой экспансии, но и форму инвестирования в отечественные инновационные проекты. Одной из предпосылок является скрытая приватизация государственной интеллектуальной собственности, когда сотрудники государственных предприятий и научно-исследовательских организаций переходят в малый инновационный бизнес.
Наконец, надо отметить определенный интерес, который проявляют российские предприниматели к нововведениям, не требующим значительных инвестиций.
Все это свидетельствует о том, что венчурное предпринимательство, находящееся в нашей стране лишь в самой начальной стадии, имеет значительную перспективу роста и может сыграть роль катализатора дальнейшего развития инновационного малого бизнеса.
Инновационный процесс развития достаточно сложный, делится на несколько этапов, на каждом этапе происходит отбор, анализ и принятие решения переходить на следующий уровень или нет. Инновационному пути развития присущи большое количество рисков, с помощью риск анализа риски ранжируются и вырабатывается противодействие рискам. Риски велики в начале инновационного развития, затем по преодолению каждого этапа уменьшаются, но все равно риск неудачи существует на каждом этапе и от него никуда уже не деться. Инновационный путь развития требует достаточного финансирования, и потеря денежных средств на каждом из этапов инновационного развития грозит даже полным провалом и закрытием организации, и в то же известно достаточно примеров, когда крупные компании приказывали долго жить, потому что более мелкая компания с новым продуктом отнимала у них рынки. Ладно теперь перейдем к самим этапам развития.
Допустим у нас есть достаточно самостоятельная компания, которая, чтобы остаться на плаву, создает отдельное подразделение инновационного развития. Структура подразделения может быть любая, это не важно, новаторы – как художники им нужно больше свободы. И так начинается процесс. Инновационное подразделение может работать над двумя стратегиями развития компании – это поддержание существующих технологий, которые уже успешно внедрены и требуют снижения издержек, разработку дополнительных функций, например сотовые телефоны, что еще можно добавить к уже имеющемуся сотовому телефону, и второе это прорывные технологии, например: чем можно заменить сотовый телефон. Первый этап инновационных разработок – это сбор идей. Существует достаточно много методик сбора идей – это и мониторинг СМИ, патентный поиск, обзоры, фокус группы, интервью и т.д. Сбор идей проходит несколько стадий – сбор идей, отбор идей согласно выработанной квалификации, затем отобранные идеи проходят оценку перспективности, патентоспособности, патентной чистоты, на каждом из этих этапов происходит отсев ненужных, не подходящих идей, и вот на выходе этапа отбора идей мы получаем идею которая нам подходит. Модный на сегодня метод отбора Stage Gate – ворота в которые входит идея и принимается решение продолжить работу, прекратить, доработать или пока отложить. Допустим мы отобрали идею и решили продолжить с ней дальнейшую работу. Для этого на этом первом этапе мы уже должны найти сторонников нашей идей, возможных инвесторов, потому что для перехода к следующему этапу необходимо увеличение финансирования. При всех благоприятно сложившихся обстоятельствах переходим к следующему этапу – стадия выращивания идеи, стадия создания лабораторного образца технологии. Лабораторный образец должен показать и доказать свою работоспособность. Показать осуществимость данной идеи. На каждой стадии развития инновационного проекта увеличивается финансирование проекта, и каждый этап должен привлечь или инвестора, или средства финансирования от материнской компании. Далее у нас идет стадия демонстрации, это уже создание опытного образца, начало маркетинговой компании, привлечение внимание потребителей опытному образцу. Должен появиться опытный образец, который уже способен быть проданным или востребован рынком .Опытный образец не должен отпугнуть покупателей своим видом, т.е. не надо, чтобы из него торчали провода, он шипел и брызгался. Опытный образец – это уже образ промышленного образца. При переходе к следующей стадии необходимо опять привлечение новых финансов. Следующая стадия у нас – стадия продвижения технологии, первые продажи, как рынок на практике воспримет данный товар, опытный образец пройдя доработку технологий, доработку дизайна и эргономики выходит на рынок. Здесь идут уже первые продажи, которые должны обосновать дальнейшее развитие нашего проекта, к переходу к стадии стабильности. Стадия стабильности – это уже налаженный выпуск продукта, уже успешные продажи. Вот 5 стадий развития инновационного проекта, на каждой из этих стадий существует риск провала и закрытия проекта, финансирование увеличивается от сбора идей и до стадии стабильности в 100 раз, поэтому новаторам и требуется получение грантов, государственной поддержки и сторонних инвесторов. По статистике конечно не все идеи видят стадию стабильности, для успешного развития в компаниях собирается портфель идей, который состоит из проектов находящихся на каждой из этих стадий, есть проекты успешные которые с лихвой окупают все расходы плюс расходы неуспешных проектов. В России уже успешно работает достаточное число компании по развитию инновационных проектов, много заявок на получение грантов и финансирования, так что при таком дальнейшем развитии событий наш автопром будет продаваться на западе.
- Показатели эффективности использования основных фондов
- 4 Оборотный капитал. Оборотные средства. Классификация оборотных средств.
- 1.2 Классификация оборотных средств
- 2.2 Фондоёмкость
- 2.3 Фондовооружённость труда
- 6. Производственное предпринимательство. Инновационный бизнес. Венчурный бизнес
- Производственное предпринимательство
- 7 Направления нтп. Коэффициенты механизации, автоматизации.
- 38. Механизация и автоматизация производственных процессов
- 8 Производственная мощность предприятия. Факторы, влияющие на ее величину и степень использования.
- Маркетинг на предприятии. Концепции маркетинга на предприятии в условиях кризиса
- 11Типы организации производства.
- 12 Амортизация. Норма амортизации
- 13. Бизнес-план предприятия
- 2. Типы бизнес-планов
- 14. Финансовое предпринимательство
- 15 Понятия и принципы организации производства
- Специализация производства
- 18 Консультативное предпринимательство
- 19 Методы начисления амортизации
- Пример 1.
- Линейный метод начисления амортизации.
- Пример 2.
- Нелинейный метод начисления амортизации.
- Пример 3.
- Использование повышающих коэффициентов.
- Пример 4.
- Использование понижающих коэффициентов.
- Пример 5.
- Пример 6.
- 20. Организационно-экономические формы предпринимательства
- 22. Производственный цикл. Состав. Виды сочетания операций.
- Производственный цикл (пц) и его структура
- 23. Себестоимость продукции и ее значение. Элемент расходов. Прямые и косвенные расходы
- 25 Калькуляция себестоимости и ее значение
- 26 Малое предприятие. Основные особенности.
- 29. Кооперирование производства
- 30. Прибыль, рентабельность как показатели деятельности предприятия. Виды прибыли предприятия.
- 31. Оборотные фонды и фонды обращения
- 32. Комбинирование производства
- 33. Инвестиции. Методы экономического обоснования реальных инвестиций
- 34. Виды инвестиций. Дисконтирование инвестиционных потоков
- 35 Концентрация производства. Формы концентрации. Показатели дтя оценки уровня концентрации
- 36. Направления научно-технического прогресса
- 2.2. Приоритетные направления нтп на современном этапе
- 37. Моральный износ основных средств.
- 38. Основные фонды предприятия. Структура оф. Производственные и непроизводственные оф. Сходство и различия
- 39 Определения производственной мощности цеха. Баланс производственной мощности. Коэффициент ее использования.
- 40. Понятие издержек и их классификация
- 42. Физический износ основных средств.
- 43. Аренда и лизинг имущества
- 45. Производительность труда. Факторы изменения производительности труда. Резервы роста производительности.
- 46. Категории персонала предприятия. Структура кадров. Факторы, влияющие на структуру кадров.
- 47. Классификация предприятий. Уставный капитал.
- 2. Функции уставного капитала
- 1.1.2 Основные направления инновационной деятельности
- 50. Показатели динамики и состава персонала. Среднесписочная численность
- 53 Монополизация производства. Показатели для оценки уровня монополизации производства в России.
- 2.4. Норильский Никель
- 54. Цена. Ценовая политика предприятия
- 2 Основных подхода к определению понятия «цена»:
- 55. Нематериальные активы. Формы воспроизводства основных фондов. Показатели воспроизводства оф.
- 56. Основной капитал. Оборотный капитал. Состав.
- 57. Инвестиции. Инвестиционная деятельность в условиях кризиса.
- 58. Активная,пассивная часть оф. Первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная стоимость основных фондов
- 5.3. Производственный цикл
- 60. Износ основных фондов