logo search
Конспект лекций_Основы бизнеса

Субъекты бизнеса.

Типы субъектов бизнеса. Предпринимательский бизнес

Субъект бизнеса - это активная сторона любой сделки, носитель совокупности прав и ответственности, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки. Сам термин «субъект бизнеса», рав­но как и его английский эквивалент - «бизнесмен» («businessman») не имеют однозначного определения в принятых в России нормативно-правовых доку­ментах, поэтому в дальнейшем, используя названное понятие, мы будем руко­водствоваться следующим:

  1. субъектами бизнеса выступают отдельные люди (их обычно определя­ют в качестве физических лиц), фирмы, в том числе учреждения, орга­низации, предприятия, партнерства, фонды, товарищества, общества (их обычно определяют в качестве юридических лиц), а также иные субъекты, не являющиеся ни физическими лицами, ни юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством той или иной страны (в России к таковым относятся собственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образо­вания);

  2. субъекты бизнеса, руководствуясь деловыми интересами, могут зани­маться любым типом и любым видом деловой деятельности, не запре­щенными действующим законодательством;

  3. деятельность субъектов бизнеса является экстерриториальной, это оз­начает, что никакие различия в национальном законодательстве различных стран не могут отменить способности субъектов бизнеса всту­пать в деловые отношения между собой по всему свету;

  4. «субъекты бизнеса» - это категория, характерная для любой историче­ской формы существования человеческого общества; в каждой из таких форм родовые признаки бизнеса выступают на поверхности явлений с учетом особенностей, присущих именно данной форме, каковой, к при­меру, является рыночная экономика.

Обратимся к понятиям типов и видов субъектов бизнеса, типов и ви­дов их деловой деятельности. Под типом субъекта бизнеса здесь и далее понимается функциональная принадлежность данного субъекта бизнеса, функциональная специализация его действий.

Рис. 1.4.1. Субъекты бизнеса

Важно отметить, что отождествление «бизнеса» и «предпринимательст­ва», соответственно, - «субъектов бизнеса» и «предпринимателей» не опи­рается на серьезные научные основания. Явление «бизнеса» шире и богаче, чем «предпринимательская деятельность», так как оно охватывает отноше­ния между всеми субъектами разнообразных отношений в обществе и вклю­чает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных ра­ботников, государственных органов. При этом предпринимательский биз­нес выступает как один из типов деловой деятельности, а соответственно, предприниматели - как один из типов субъектов бизнеса.

В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по про­изводству или строительству объекта».

В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричар­да Кантильона. Он считал, что расхождение между спросом и предложе­нием на рынке дает возможность отдельным субъектам рыночных отно­шений покупать товары подешевле и продавать их подороже. Именно этих субъектов отношений он назвал предпринимателями, что в переводе с французского означает «посредник». Р. Кантильон обратил внимание, что такие люди действуют не только в сфере обращения, но и в сфере про­изводства товаров, но не обязательно являются собственниками средств производства.

Адам Смит под предпринимателем понимал собственника предпри­ятия, который целью своей деятельности видит получение предпринима­тельского дохода. Известный французский экономист 19 века Жан Ба­тист Сэй считал, что функцией предпринимателя является соединение, комбинация условий производства.

Альфред Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может стать предпринимателем - для этого необходимы осо­бые предпринимательские способности. Своеобразную трактовку пред­принимательства предлагал Йозеф Шумпетер, считавший, что предпри­нимателем может быть не только отдельный человек, но и группа лиц. Предприниматель не обязательно является собственником условий про­изводства, полагал И.Шумпетер, предпринимателем субъект бизнеса яв­ляется лишь тогда, когда он внедряет в производство или обращение но­вые, не применявшиеся ранее приемы деловой деятельности.

Предпринимательская деятельность - это инициативная деятель­ность субъекта бизнеса, который, владея, пользуясь, либо распоряжаясь какими-либо материальными благами (земля, сооружения, оборудование, ноу-хау, информация, денежные ресурсы), самостоятельно предпринимает уси­лия по созданию продукции, оказанию услуг и выполнению работ.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 2) содержится следующее определение: «...Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполне­ния работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Контрольные вопросы

  1. Как принято называть активную сторону любой сделки, носителя совокупности прав и ответственности, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки?

  2. В каком году впервые во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже, появилось понятие «предприниматель»?

  3. Кто из исследователей большое внимание уделял организаторской функции предпринимателя и считал, что не каждый желающий может стать предпринимателем – для этого необходимы особые предпринимательские способности?