logo search
Основы бизнеса Лекции

8.3. Выявление эффекта от возможной реализации идеи. Принятие предпринимательского решения.

Зная цену, которую рынок может предложить за поставляе­мый товар, и имея представление об уровне предполагаемых из­держек производства, предприниматель выявляет возможный эффект от реализации идеи. Под эффектом в данном случае по­нимается прибыль предпринимателя.

Исходными данными для расчета прибыли служат валовые расходы и валовой доход, связанные с производством конкрет­ного товара. Предпринимательский эффект Пэ определяется сле­дующим образом:

Пэ = Дв - Ип,

где Дв – валовой доход.

Предпринимательский эффект называют валовой прибылью.

Вычитая из валовой прибыли налоговые отчисления Но, т. е. налог на получаемую прибыль, получим Пп – прибыль предпри­нимателя:

Пп = Дв - Ип - Но

Для оценки эффективности реализации идеи предпринима­тель сравнивает возможную экономическую эффективность (расчетный коэффициент эффективности Ер) с эффективностью, которая в обществе выступает в качестве ориентира предприни­мательской деятельности. Таким ориентиром служит средняя нор­ма прибыли.

На основе сопоставления этого показателя со средней отрас­левой нормой прибыли (нормативным коэффициентом эффективности Ен) делается вывод о целесообразности реа­лизации предпринимательской идеи:

Ер = (Пп / Ип) Ен

Так, например, если другие предприниматели получают в среднем норму прибыли, равную 17%, а ваша идея при ее реали­зации сулит только прибыль в размере 10%, то вы, по всей веро­ятности, подумаете, стоит ли вам браться за реализацию такой идеи или же обратиться к осмыслению другой, более прибыль­ной. Но даже если вы примете решение приступить к реализа­ции такой идеи, которая обещает прибыль на уровне 10%, то сделаете это сознательно. Другими словами, выявление ожидае­мой нормы прибыли – важный показатель при принятии пред­принимателем решения о начале реализации идеи или об отказе от нее.

Принятие предпринимательского решения о реализации рас­сматриваемой идеи требует экспертной оценки полученной ин­формации, т. е. всех последствий, связанных с практической ре­ализацией идеи.

При оценке предприниматель на основе имеющейся инфор­мации пытается ответить на такие вопросы:

• сможет ли он совершить действия, необходимые для реали­зации идеи (может ли он приобрести необходимое оборудо­вание, получить требующееся сырье, привлечь к производ­ству рабочую силу необходимой квалификации и т. д.);

• какой первоначальный капитал для реализации идеи тре­буется, сможет ли он его получить и за счет каких источ­ников;

• достаточен ли для него выявленный размер прибыли.

Принятие предпринимательского решения.

Основное действие ментального (мысленного) характера – принятие пред­принимателем решения, связанного с рассматриваемой идеей, которое может быть одним из трех:

а) приступить к реализации идеи;

б) отказаться от использования идеи;

в) отложить на определенный срок (например, до момента наступления определенных условий или обстоятельств, скажем, до момента накопления определенного капитала) начало реали­зации идеи.

Принятие предпринимателем решения осуществляется на ос­нове выявленной информации и представляет собой результат психологического убеждения его в верности имеющейся инфор­мации и в способности осуществить предполагаемые для реали­зации идеи действия.