8.2. Предпринимательский доход. Основные расчеты необходимые для принятия предпринимательского решения.
Первичная экспертная оценка идеи.
Приступая к поиску и реализации идеи, предпринимателю следует оценить целесообразность постановки идеи. Любая идея в предпринимательстве проходит экспертную оценку. Экспертная оценка идеи – попытка совместить требования, соответствующие характеру и качеству идеи, с возможностями предпринимателя.
При этом необходимо учесть следующее:
- предложение рынку пользующегося спросом товара, приносящего ему прибыль, предпринимательский доход,
- ориентация на рынок, место расположения предприятия,
- трансакционные издержки,
- совокупный доход и налоговая база.
Прибыль – это превышение доходов над расходами, получаемое в результате реализации предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара.
Под расходами понимается все то, что предприниматель тратит на производство такого товара, т. е. все его затраты (обычно в денежной форме).
Доходы – это все то, что поступает на счет или в кассу предпринимателя в качестве платы за реализованный товар.
Получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. Важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, получаемый от бизнеса, как такового, и инновационной деятельности.
Предположим, прибыль вашего предприятия держалась до недавнего времени на стабильном уровне – 1 млн. руб. ежемесячно. Вы решили, скажем, изменить систему организации производственного процесса (т. е. ввести в предпринимательскую деятельность новацию), в результате чего возросла эффективность производства и прибыль увеличилась до 1,5 млн. руб. в месяц. В этом случае 500 тыс. руб. – ваш предпринимательский доход (прибыль).
Ориентация на рынок обуславливает то, что предпринимательство должно носить инициативный, новаторский характер, прежде всего потому, что только рынок – основа существования предпринимательства.
Поставляя товар на рынок, предприниматель действует на свой страх и риск, поскольку он самостоятельно, интуитивно должен ответить на вопросы, которые сводятся к извечной экономической триаде:
что производить,
как производить,
для кого производить.
При определении места будущей производительной деятельности предприниматель исходит из необходимости учета ряда факторов, определяющих выгодность такого расположения, а также тех следствий, которые вытекают из избранного предпринимателем места расположения предприятия.
Факторы, определяющие место расположения будущего предприятия, – это расходы, связанные с его обустройством и содержанием, а также предполагаемый эффект от реализации производимого товара, продукта, услуги, зависящий от места расположения такого предприятия.
В каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание массу факторов (критериев), воздействующих на уровень прибыльности предприятия в зависимости от места его будущего расположения. К основным таким факторам можно отнести:
близость к потребителю (покупателю);
близость к изготовителю (поставщику);
близость к транспортным артериям;
квалифицированность имеющейся рабочей силы;
уровень дохода населения;
социальное расслоение населения;
конкуренцию;
уровень спроса на товар и возможности рынка;
инфраструктуру;
уровень арендной платы и др.
Что производить и для кого производить, фирма определяет, исходя из анализа стихийных рыночных условий, а вот как производить, фирма решает централизованно, самостоятельно.
Для организации производства, успешного взаимодействия с рынком и получения максимального экономического эффекта недостаточно только обладать ресурсами и комбинировать их определенным способом, т. е. осуществлять непосредственные производственные функции. Производитель несет еще и дополнительные затраты, не всегда поддающиеся строгому учету и стоимостной оценке. Это так называемые трансакционные издержки6, к которым относятся издержки производителя, связанные с затратами:
на сбор информации о ценах;
на получение сведений о предпочтениях потребителей;
на сбор и анализ информации о конкурентах;
на ведение переговоров, которые не всегда приводят к желаемому результату;
на договорное оформление сделок.
Трансакционные издержки имеют и другую сторону – социальную, базирующуюся на понятии внешних эффектов (экстерналий, или побочных эффектов), под которыми понимают социальные выгоды или потери, возникающие во внешней (по отношению к фирме) среде, в результате ее производственной деятельности. Среди таких внешних эффектов можно выделить как благоприятные (с точки зрения общества), так и неблагоприятные факторы. Загрязнение окружающей среды, истощение природных запасов, вырубка лесов и т. д. – последствия негативного характера. Повышение комфортности бытия в результате производства все новых товаров и услуг, облегчение условий жизни – все это, конечно, позитивные последствия функционирования производственных фирм.
Основное экономическое содержание понятия трансакционных издержек связано с тем, что рынок неэффективно распределяет ресурсы, направляя их относительный избыток в одни отрасли, лишая тем самым другие отрасли необходимых ресурсов. Связано это, как утверждают сторонники теории трансакционных издержек, с тем, что последние не имеют стоимостной формы, а потому и не включаются производителем в итоговый показатель издержек производства, вследствие чего цена на такой товар может устанавливаться на относительно низком уровне. Это, в свою очередь, увеличивает потребность в данном товаре по сравнению с ситуацией, когда трансакционные издержки могли бы включаться в цену, что сократило бы спрос.
Однако подобные ситуации, хотя и медленно, разрешаются на практике. Взимание компенсационных (за ущерб) штрафов по экологическому законодательству вынуждает производителя все чаще обращаться, например, к безотходным технологиям.
Разрабатывая предпринимательскую идею, предприниматель не должен забывать и о налогах, которые ему придется платить, и налоговой базе.
Совокупный доход – разница между фактической валовой выручкой и фактически понесенными издержками производства (термин «фактические» в данном случае означает «подтвержденные бухгалтерскими расчетами и документами»). Таким образом,
Дс = Ввф - Ипф ,
где Дс – совокупный доход;
Ввф – фактическая валовая выручка;
Ипф – фактически понесенные издержки производства.
Валовая выручка – сумма всех поступлений (доходов):
- Основы бизнеса Тема 1 Бизнес как особый вид деятельности
- Бизнес как особый вид деятельности. Процедурный и интуитивный бизнес.
- 1.2. Признаки бизнеса.
- 1.3. Модель бизнеса. Типы предпринимателя. Функциональная парадигма бизнеса. Введение
- 1.1. Бизнес как особый вид деятельности
- 1.2. Признаки бизнеса
- Ориентация на получение прибыли
- Новаторство (активный поиск новых решений)
- Ответственность
- Экономическая самостоятельность
- 1.3. Модель бизнеса. Типы Предпринимателей. Функциональная парадигма бизнеса
- Функциональная парадигма бизнеса
- Тема 2 Содержание предпринимательской деятельности
- 2.2 Мотивы и функции предпринимателя.
- 2.3. Экономические и правовые условия предпринимательства.
- Тема 3 Классификация предпринимательства. Типы и виды предпринимательства
- 3.1. Производственное предпринимательство. Коммерческо-торговое предпринимательство. Финансовое предпринимательство.
- 3.2. Современная сетевая экономика и место в ней крупного, среднего и малого бизнеса
- 3.1. Производственное предпринимательство. Коммерческо-торговое предпринимательство. Финансовое предпринимательство.
- Коммерческое предпринимательство
- Финансовое предпринимательство
- Бизнес в сфере услуг
- 3.2. Современная сетевая экономика и место в ней крупного, среднего и малого бизнеса
- Крупный бизнес
- Малый бизнес Малый бизнес: причины роста и критерии выделения
- Функции малого бизнеса: Экономические функции малого бизнеса
- Социальные функции малого бизнеса
- Типы малого бизнеса
- Количественные критерии выделения малого бизнеса
- Средний бизнес
- Сетевая экономика
- Признаки сетевой экономики
- Формы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса в рамках сетевой экономики
- Тема 4 Малое предпринимательство.
- 4.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Формы и структура государственной поддержки малого предпринимательства
- 4.3. Сущность и порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
- Тема 5 Предпринимательская среда
- 5.2 Внешняя предпринимательская среда.
- 5.3 Внутренняя предпринимательская среда.
- 5.4 Рынок как среда существования предпринимателя. Основные типы и виды рынков.
- Тема 6 Субъекты предпринимательской деятельности
- 6.2. Права и обязанности предпринимателей.
- 6.3. Личностные качества предпринимателей.
- Тема 7 Организационно-правовые формы предпринимательства.
- 7.4. Критерии выбора организационно-правовых форм
- 7.2. Индивидуальный предприниматель.
- 7.3. Организационно-правовые формы юридических лиц
- 7.4. Критерии выбора организационно-правовых форм
- 7.5. Внутрифирменное предпринимательство.
- Тема 8 Предпринимательская идея и ее выбор
- 8.2. Предпринимательский доход. Основные расчеты необходимые для принятия предпринимательского решения.
- 1) От реализации товаров, продуктов, услуг, работ;
- 8.3. Выявление эффекта от возможной реализации идеи. Принятие предпринимательского решения.
- Тема 9 Предпринимательское решение
- Классификация предпринимательских решений
- 9.2. Сущность основных научных подходов к разработке предпринимательских решений. Методы процесса принятия предпринимательских решений.
- Этапы и процедуры процесса принятия решения
- 9.3. Экономические методы обоснования принятия предпринимательского решения.
- 9.4. Комплексное экономическое обоснование предпринимательских решений.
- Тема 10 Риск в предпринимательстве. Инновации
- 10.2. Основные объективные причины возникновения предпринимательского риска. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска
- 10.3. Управление предпринимательскими рисками. Основные механизмы нейтрализации предпринимательских рисков
- 10.4. Основные риски в деятельности малых предприятий
- 10.5. Инновации. Социально-экономическое значение инноваций. Организация инновационной деятельности.
- Давая определение предпринимательству, мы говорим, что оно должно обязательно основываться на инновационной деятельности.
- Тема 11 Основы построения структуры предпринимательской деятельности
- 11.2 Цена продукции как регулятор производства. Регулирующая роль качества продукции. Прибыль предприятия – цель его функционирования
- 11.3 Секреты производства (ноу-хау)
- 11.4 Предприятие на рынке ценных бумаг
- Тема 12 Культура предпринимательства
- 12.1 Сущность, значение и понятие культуры предпринимательства. Деловая и профессиональная этика
- Тема 13 Оценка эффективности предпринимательской деятельности
- 13.1 Основные принципы обоснования эффективности предпринимательского дела
- 13.2 Анализ влияния конъюнктуры рынка на эффективность инвестиционных проектов
- 13.1 Основные принципы обоснования эффективности предпринимательского дела
- Показатели эффективности инвестиций
- Чистый дисконтированный доход (npv):
- Индекс доходности (pi):
- Внутренняя норма доходности (irr): Определяется уравнением
- 13.2 Анализ влияния конъюнктуры рынка на эффективность инвестиционных проектов