12.1 Сущность, значение и понятие культуры предпринимательства. Деловая и профессиональная этика
Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.
Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия в словаре русского языка С.И. Ожегова. Далее в Словаре дается еще одно определение этого комплексного понятия: культура – это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
Культура предпринимательства – это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.
Как известно, предпринимательская деятельность – это свободная деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных правил осуществления предпринимательской деятельности.
Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом – строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству – это действительно ведущий признак культуры предпринимательства.
Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.
Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.
Формирование корпоративной культуры, наряду с другими факторами, обеспечивает предпринимательских успех.
Деловая и профессиональная этика
Предпринимательство – это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль. Предприниматель обязан быть культурным человеком – хотя бы потому, что заинтересован в постоянном успехе.
Об этике впервые заговорил Аристотель, указав, что она «помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться».
Для нас этика – прежде всего, отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этичное, либо как неэтичное.
Этически кодекс предпринимателя
Цивилизованный предприниматель:
убежден в полезности своего дела не только для себя, но и для других, для общества, для государства;
исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;
верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
уважает себя как личность, а любую личность как себя;
уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;
доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;
ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию;
стремится к нововведениям;
является гуманистом.
Основу этического кодекса фирмы можно сформулировать так: фирма не будет терпеть безнравственных или незаконных действий, предпринимаемых в целях превратно понимаемой ее выгоды или с целью личной выгоды: репутация фирмы выше любой выгоды.
Фирма – не просто экономический субъект, не просто дело, не просто место работы. Для делового, творческого, трудящегося человека фирма – важнейшее жизненное благо, которым он должен дорожить. И для фирмы каждый ее работник – благо. И фирма должна дорожить работником.
Деловые отношения
Любой предприниматель должен овладеть навыками корректного поведения, а для этого надо следовать этикету делового человека.
Последний включает:
правила представления и знакомства;
правила проведения деловых контактов;
правила поведения на переговорах;
требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде, служебному помещению;
требования к речи;
культуру служебных документов;
знание международного протокола и т. п.
Нормы обращения, приветствия и знакомства. Хотя общепринятым этикетом предусмотрено, что первым здоровается мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с вышестоящим, руководителю не следует дожидаться, пока с ним поздоровается подчиненный, тем более партнер: поприветствуйте своего собеседника первым.
Стиль обращения к коллегам определяется общим стилем отношений в коллективе. Предпочтительно обращаться к сослуживцам по имени и отчеству, либо по фамилии (но тогда обязательно с добавлением слов «господин» или «товарищ»). Не пытайтесь искусственно возвышать обращение «господин» в ущерб «товарищу» – это будет свидетельствовать о культурной неразвитости произносящего. Не злоупотребляйте обращением только по имени, да еще в сокращенном варианте – на американский манер: это будет свидетельствовать лишь о легковесном подражательстве. В нашей стране испокон веков принято уважительно называть людей по имени и отчеству, такова наша традиция.
По именам можно обращаться к ближайшим сотрудникам, если они молоды и не возражают против такого обращения.
В деловой обстановке обращайтесь к подчиненным только на «Вы». Обращение на «ты» допустимо лишь тогда, когда оно может быть взаимным либо обусловлено неформальными отношениями.
При деловой встрече с незнакомыми людьми представьтесь сами или через посредство человека, устраивающего встречу. Если Вы гость, то представьтесь первым. Помните, что мужчина всегда представляется женщине первым. Младших по возрасту мужчин и женщин следует представлять более старшим, а не наоборот. Прежде чем кого-либо познакомить, полезно убедиться, что обе стороны желают знакомства.
Субординация в деловых отношениях. Помните об иерархическом характере управленческих отношений. Будьте корректны: не забывайте о соподчиненности и не отдавайте без особой необходимости распоряжения «через голову» нижестоящего руководителя. Этим Вы подрываете свой авторитет. В случае нарушения субординации обязательно поставьте в известность подчиненного Вам руководителя, побеспокойтесь о том, чтобы у него не возникло ощущения, будто его «обходят», не хотят с ним считаться.
Соблюдайте принцип эмоциональной нейтральности к подчиненным: Вы обязаны относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно, вне зависимости от личных симпатий и антипатий.
Выдерживайте «границы дружбы» с подчиненными, будьте особенно щепетильны во внеслужебных отношениях, не злоупотребляйте личными просьбами к подчиненным – они ведут к фамильярности во взаимоотношениях, могут поставить Вас в двусмысленное положение. В то же время помните, что соблюдение субординации вне службы (в театре, на отдыхе, в туристской поездке) нелепо.
Организация деловых контактов. Излишняя доступность руководителя не способствует созданию нормальной деловой обстановки, ведет к панибратству. Максимально ограничьте число лиц, имеющих право входить в Ваш кабинет без уведомления. Создайте порядок, при котором входить в кабинет нельзя, если там уже кто-то находится (особенно строго нужно соблюдать это правило в часы приема). Желательно, чтобы все лица, которым необходим прямой контакт с Вами, имели четко фиксированное время визита и были уверены в его осуществимости.
Учтите в то же время, что Ваша недоступность как руководителя ведет к потере информации. Придерживайтесь такого порядка, при котором любой сотрудник в достаточно короткий срок и при максимально упрощенной процедуре мог бы попасть к Вам на прием
Отведите основную роль в планировании служебных контактов Вашему секретарю. Он должен решать вопрос о неотложности визита, пересматривать время служебных контактов, уведомлять участников в случае непредвиденных ситуаций, давать справки.
Приглашая работника на беседу, предупредите его сами или через секретаря о времени, длительности и теме, чтобы дать ему возможность подготовиться. Помните, что вне служебного помещения беседы, как правило, нежелательны: они создают впечатление избранности и секретности. Добивайтесь создания максимальных удобств в помещении, отведенном для посетителей, вся обстановка должна свидетельствовать о внимании к людям.
Ведение деловых бесед. Правила вежливости предписывают руководителю умение выслушивать людей, не перебивая их, не прерывая, не отвлекаясь на другие дела и других людей. Не следует во время разговора без нужды перебирать бумаги, демонстрируя занятость, поглядывать на часы, допускать присутствие третьих лиц, подписывать документы, разговаривать по телефону и т. п. Если при разговоре все-таки пришлось отвлечься, попросите извинения, после вынужденного перерыва предложите продолжить, показав при этом, что помните, о чем шла речь. Если Ваш собеседник слишком разговорчив, попросите его быть точнее и ближе к сути дела.
Чтобы научиться эффективному деловому общению, необходимо обратить внимание на риторику, или искусство говорить убедительно, и на дикцию, т. е. произношение, и интонацию.
Предприниматель, вступающий в деловые отношения, должен помнить о том, что знание национальных и психологических особенностей партнеров есть необходимое условие успешных контактов.
Вырабатывайте позитивное мышление и поведение. Вот некоторые пожелания:
высказывайтесь кратко и по существу (обратите внимание, что россияне любят поговорить и не слишком балуют ясностью мысли – это раздражает делового человека);
осторожно используйте слово «я»;
опирайтесь на факты;
не увлекайтесь деталями, но учтите, что вовремя и к месту высказанная деталь укрепляет Вашу позицию, делает ее более достоверной;
избегайте назидательности;
ищите пути урегулирования сложной проблемы, а не ее обострения;
при встрече с агрессивно настроенным партнером избегайте конфронтации.
Служебный кабинет. Интерьер рабочего помещения так же свидетельствует о степени культуры предпринимателя, как и его внешний вид, манеры и речь. Помните, что Ваш кабинет открыт для обозрения, как и Ваша манера вести себя в нем (встаете ли Вы, чтобы приветствовать входящего, достаточно ли любезны с секретарем и сослуживцами).
Деловая переписка. К деловым письмам относятся не только служебные послания, но и всевозможные просьбы, поручения, поздравления, приглашения, соболезнования, т. е. все то, что, будучи изложенным в письменном виде, обусловливает профессиональные отношения.
Помните, что деловое письмо должно быть кратким и понятным. Строгий тон в сочетании с тщательно подобранной лексикой придает письму убедительность.
Критерии эффективности делового письма: основная мысль, ясность изложения, грамотность и вежливость.
На письма следует отвечать как возможно быстрее (не более чем через 5 дней). В случае задержки попросите извинения и объясните причину несвоевременного ответа.
Культура телефонного разговора. Разговор должен быть коротким, вежливым, касаться существа дела.
Представляясь по телефону, четко называйте не только фамилию, но и имя и отчество.
Если разговор должен быть обстоятельным, поинтересуйтесь, имеет ли собеседник время Вас выслушать.
Сняв трубку по звонку, назовите организацию или свою фамилию. В случае занятости попросите (с употреблением слов «будьте добры», «пожалуйста») перезвонить в удобное для вас и для абонента время.
Никогда не ведите частных разговоров в присутствии кого-либо.
Помните, что, если телефонная связь прервалась, перезванивает тот, кто звонил. Заканчивать разговор должен его инициатор.
Визитные карточки. Используйте в деловом общении визитные карточки, позволяющие избежать многих недоразумений в обращении к человеку. Вручая кому-либо визитную карточку, Вы тем самым показываете стремление и в будущем поддерживать деловые и личные контакты.
Деловой протокол. Деловой протокол – это порядок проведения деловых встреч. Он особенно важен при осуществлении переговоров.
Условливаться о встрече или переговорах принято не менее чем за 2 – 3 дня, при этом заранее следует уточнить вопросы, выносимые для обсуждения, а также продолжительность встречи. В этот же момент стороны договариваются о материалах, необходимых для обсуждения, а также об итоговых документах или устных декларациях.
Время начала переговоров принято соблюдать неукоснительно обеими сторонами.
Деловые встречи, в особенности переговоры, проводятся в специально отведенном и приспособленном помещении.
Культура речи предпринимателя. Грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи являются обязательным условием любого делового контакта. Если Вы не уверены в правильности произношения или употребления какого-либо слова, обратитесь к словарям: орфографическому, словарю ударений, толковому, иностранных слов. Они должны быть у Вас под рукой.
Избегайте канцеляризмов, многословия и ненормативной лексики.
Не используйте оборотов, содержащих лишние слова.
Не употребляйте без необходимости иностранные слова.
Избавляйтесь от слов-паразитов: «так сказать», «вот», «понимаете», «значит» и т. д. – они раздражают слушателей.
Избегайте заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении – в нем сквозит переоценка собственной персоны и пренебрежение к окружающим.
Внешний облик. Специфика предпринимательской деятельности предъявляет весьма серьезные требования к внешнему облику ее участников. Бизнесмен должен быть всегда опрятен: плохо завязанный галстук или нечищеные ботинки – свидетельство нетребовательности к себе или безразличия к окружающим, рассеянности и несобранности.
Следите за своей походкой: ходить следует твердо, прямо, не вразвалку и не сгибаясь, с достоинством.
Никогда не забывайте, что на Ваш внешний вид и манеры всегда обращают внимание.
Обладайте чувством меры – всякие отклонения раздражают окружающих и «работают» против Вас.
Не будьте излишне бойкими, шумными и страстными, но и не будьте слишком вялыми, тихими и безразличными.
Следите за впечатлением, которое Вы производите на окружающих, но не ради самолюбия, а для самокоррекции.
- Основы бизнеса Тема 1 Бизнес как особый вид деятельности
- Бизнес как особый вид деятельности. Процедурный и интуитивный бизнес.
- 1.2. Признаки бизнеса.
- 1.3. Модель бизнеса. Типы предпринимателя. Функциональная парадигма бизнеса. Введение
- 1.1. Бизнес как особый вид деятельности
- 1.2. Признаки бизнеса
- Ориентация на получение прибыли
- Новаторство (активный поиск новых решений)
- Ответственность
- Экономическая самостоятельность
- 1.3. Модель бизнеса. Типы Предпринимателей. Функциональная парадигма бизнеса
- Функциональная парадигма бизнеса
- Тема 2 Содержание предпринимательской деятельности
- 2.2 Мотивы и функции предпринимателя.
- 2.3. Экономические и правовые условия предпринимательства.
- Тема 3 Классификация предпринимательства. Типы и виды предпринимательства
- 3.1. Производственное предпринимательство. Коммерческо-торговое предпринимательство. Финансовое предпринимательство.
- 3.2. Современная сетевая экономика и место в ней крупного, среднего и малого бизнеса
- 3.1. Производственное предпринимательство. Коммерческо-торговое предпринимательство. Финансовое предпринимательство.
- Коммерческое предпринимательство
- Финансовое предпринимательство
- Бизнес в сфере услуг
- 3.2. Современная сетевая экономика и место в ней крупного, среднего и малого бизнеса
- Крупный бизнес
- Малый бизнес Малый бизнес: причины роста и критерии выделения
- Функции малого бизнеса: Экономические функции малого бизнеса
- Социальные функции малого бизнеса
- Типы малого бизнеса
- Количественные критерии выделения малого бизнеса
- Средний бизнес
- Сетевая экономика
- Признаки сетевой экономики
- Формы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса в рамках сетевой экономики
- Тема 4 Малое предпринимательство.
- 4.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Формы и структура государственной поддержки малого предпринимательства
- 4.3. Сущность и порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
- Тема 5 Предпринимательская среда
- 5.2 Внешняя предпринимательская среда.
- 5.3 Внутренняя предпринимательская среда.
- 5.4 Рынок как среда существования предпринимателя. Основные типы и виды рынков.
- Тема 6 Субъекты предпринимательской деятельности
- 6.2. Права и обязанности предпринимателей.
- 6.3. Личностные качества предпринимателей.
- Тема 7 Организационно-правовые формы предпринимательства.
- 7.4. Критерии выбора организационно-правовых форм
- 7.2. Индивидуальный предприниматель.
- 7.3. Организационно-правовые формы юридических лиц
- 7.4. Критерии выбора организационно-правовых форм
- 7.5. Внутрифирменное предпринимательство.
- Тема 8 Предпринимательская идея и ее выбор
- 8.2. Предпринимательский доход. Основные расчеты необходимые для принятия предпринимательского решения.
- 1) От реализации товаров, продуктов, услуг, работ;
- 8.3. Выявление эффекта от возможной реализации идеи. Принятие предпринимательского решения.
- Тема 9 Предпринимательское решение
- Классификация предпринимательских решений
- 9.2. Сущность основных научных подходов к разработке предпринимательских решений. Методы процесса принятия предпринимательских решений.
- Этапы и процедуры процесса принятия решения
- 9.3. Экономические методы обоснования принятия предпринимательского решения.
- 9.4. Комплексное экономическое обоснование предпринимательских решений.
- Тема 10 Риск в предпринимательстве. Инновации
- 10.2. Основные объективные причины возникновения предпринимательского риска. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска
- 10.3. Управление предпринимательскими рисками. Основные механизмы нейтрализации предпринимательских рисков
- 10.4. Основные риски в деятельности малых предприятий
- 10.5. Инновации. Социально-экономическое значение инноваций. Организация инновационной деятельности.
- Давая определение предпринимательству, мы говорим, что оно должно обязательно основываться на инновационной деятельности.
- Тема 11 Основы построения структуры предпринимательской деятельности
- 11.2 Цена продукции как регулятор производства. Регулирующая роль качества продукции. Прибыль предприятия – цель его функционирования
- 11.3 Секреты производства (ноу-хау)
- 11.4 Предприятие на рынке ценных бумаг
- Тема 12 Культура предпринимательства
- 12.1 Сущность, значение и понятие культуры предпринимательства. Деловая и профессиональная этика
- Тема 13 Оценка эффективности предпринимательской деятельности
- 13.1 Основные принципы обоснования эффективности предпринимательского дела
- 13.2 Анализ влияния конъюнктуры рынка на эффективность инвестиционных проектов
- 13.1 Основные принципы обоснования эффективности предпринимательского дела
- Показатели эффективности инвестиций
- Чистый дисконтированный доход (npv):
- Индекс доходности (pi):
- Внутренняя норма доходности (irr): Определяется уравнением
- 13.2 Анализ влияния конъюнктуры рынка на эффективность инвестиционных проектов