Функциональная парадигма бизнеса
Развитие процедурного бизнеса и формирование его самостоятельности связано со становлением и развитием его функций. Процедурный бизнес возник на рубеже XIX-XX веков и за это время прошел всего три этапа. С начала ХХ века и до второй мировой войны основными способами рационализации производства были снижение издержек производства и рост масштабов производства. Второй этап рационального западного предпринимательства начался после второй мировой войны. Начавшаяся дифференциация производства и расширение ассортимента выпускаемой продукции создали условия для создания маркетинга и маркетинговых служб. Третий этап развития современного процедурного бизнеса начался в 70-х годах ХХ века. На современном этапе развития фирм ведущими стали рутины, позволяющие создавать модели стратегического планирования. На каждом из этапов была своя ведущая функция бизнеса, которая обеспечивала конкурентные преимущества бизнеса. Преобладание той или иной функции и свойственного ей комплекса рутин, обеспечивающего успех бизнеса носит название функциональной парадигмы бизнеса2.
Функциональную парадигму можно определить только для процедурного бизнеса в развитых рыночных странах. До тех пор пока в экономике не созданы единые правила игры, не сложились относительные цены и не сформировался эффективный рыночный механизм аллокации3, очень высоки риски ведения бизнеса. Прибыль от интенсификации производства и создания рациональных методов ведения предпринимательской деятельности при этом значительно ниже этого риска.
В условия интуитивного бизнеса функциональная парадигма и рутины играют второстепенную роль в обеспечении конкурентоспособности бизнеса. Основным и наиболее устойчивым источником предпринимательского дохода в период интуитивного бизнеса является рента, получаемая за счет наличия в экономике различных барьеров: политических, экономических, монопольных. Типичным примером политической ренты может служить создание различные особых экономических зон и концессий, получение особых прав на ведение внешнеторговой деятельности. Создавать устойчивый рентный доход предпринимателя может и природная ограниченность экономического ресурса. Так в условиях быстрого экономического роста доступ к энергоносителям и сырью, получаемых в ресурсодобывающих и связанных с ними отраслях определяется естественной редкостью земли. В результате предложение промежуточных товаров значительно отстает от спроса. Такая ситуация позволяет поддерживать завышенную цену на сырье в длительном периоде и получать рентный доход.
В настоящее время наиболее распространена концепция прибыли как главной цели предпринимательской деятельности. Все деловые навыки и компетенция оцениваются исходя из их влияния на этот показатель. Однако все большую популярность завоевывает концепция создания стоимости как главной цели бизнеса. Она рассматривает прибыль как следствие правильно организованного процесса создания стоимости, причем в рамках этой теории прибыль – скорее средство, чем цель. Кроме всего прочего, эта теория позволяет выработать единый подход к различным аспектам бизнеса для всех заинтересованных лиц – инвесторов, бухгалтеров, маркетологов, менеджеров по кадрам.
В рамках этой концепции лояльность превращается в главный критерий успешности бизнеса, намного более достоверный, чем прибыль. Одна прибыль, взятая в отрыве от других параметров, не отражает истинную эффективность деятельности, поскольку она может возрасти в краткосрочном периоде за счет негативных факторов, например сокращение человеческого или интеллектуального капитала. Снижение цен на товары и выплата премий способны стимулировать рост объема продаж, но при этом подорвать лояльность потребителей и сотрудников, что приведет к потере части стоимости одного из важнейших видов активов. Поскольку единственный способ достичь долговременной лояльности потребителей – предложить им превосходный продукт, именно высокий уровень лояльности свидетельствует о высоком качестве товара и уникальной ценности, создаваемой компанией для потребителей.
Существует множество свидетельств в пользу того, что современная парадигма бизнеса постепенно теряет актуальность. Например, конкурентные преимущества – доля рынка, низкие издержки, качество обслуживания – уже не гарантируют безусловного лидерства на рынке. General Motors, вместо того чтобы пожинать плоды завоевания самой большой доли рынка, борется за выход из длительного застоя. Caterpillar – лидер по издержкам – внезапно обнаруживает утрату своего превосходства на ключевых рынках. Рейтинг корпоративных ценных бумаг компании Delta Airlines, славящейся качеством своего сервиса, понижается до спекулятивного. Ни одна из деловых стратегий, приносивших успех в прошлом, не может гарантировать его в будущем. Такие компании, как Wang и IBM, которые служат примерами образцового бизнеса сегодня, могут стать синонимами неэффективного менеджмента завтра. Ведущие деловые издания на первых страницах называют премию Малкольма Болдриджа (Baldrige Award) самой престижной наградой за качество продуктов, а через некоторое время очередной ее лауреат объявляется банкротом и информация о награждении этой премией перемещается на пятую страницу Wall Street Journal .
Появляется огромное количество самых разных рецептов достижения успеха в бизнесе. Сначала система комплексного контроля качества (Total Quality Management) объявляется панацеей от всех бед, затем на первые полосы деловых изданий выходит реинжиниринг основных бизнес-процессов. Профессора делового администрирования утверждают, что в наше время успеха могут добиться лишь обучающиеся компании, но через несколько недель единственным залогом успеха объявляется лидерство на рынке. Каждое новое средство объявляется аналитиками чудодейственным. Но за быстрым очарованием новой методикой, наступает быстрое разочарование. Это доказывает, что простых решений и готовых рецептов в бизнесе нет и быть не может. А бизнесменам необходимо отказаться от краткосрочной ориентации на прибыль и обратиться к формированию стоимости, являющейся долгосрочной основой успеха бизнеса
- Основы бизнеса Тема 1 Бизнес как особый вид деятельности
- Бизнес как особый вид деятельности. Процедурный и интуитивный бизнес.
- 1.2. Признаки бизнеса.
- 1.3. Модель бизнеса. Типы предпринимателя. Функциональная парадигма бизнеса. Введение
- 1.1. Бизнес как особый вид деятельности
- 1.2. Признаки бизнеса
- Ориентация на получение прибыли
- Новаторство (активный поиск новых решений)
- Ответственность
- Экономическая самостоятельность
- 1.3. Модель бизнеса. Типы Предпринимателей. Функциональная парадигма бизнеса
- Функциональная парадигма бизнеса
- Тема 2 Содержание предпринимательской деятельности
- 2.2 Мотивы и функции предпринимателя.
- 2.3. Экономические и правовые условия предпринимательства.
- Тема 3 Классификация предпринимательства. Типы и виды предпринимательства
- 3.1. Производственное предпринимательство. Коммерческо-торговое предпринимательство. Финансовое предпринимательство.
- 3.2. Современная сетевая экономика и место в ней крупного, среднего и малого бизнеса
- 3.1. Производственное предпринимательство. Коммерческо-торговое предпринимательство. Финансовое предпринимательство.
- Коммерческое предпринимательство
- Финансовое предпринимательство
- Бизнес в сфере услуг
- 3.2. Современная сетевая экономика и место в ней крупного, среднего и малого бизнеса
- Крупный бизнес
- Малый бизнес Малый бизнес: причины роста и критерии выделения
- Функции малого бизнеса: Экономические функции малого бизнеса
- Социальные функции малого бизнеса
- Типы малого бизнеса
- Количественные критерии выделения малого бизнеса
- Средний бизнес
- Сетевая экономика
- Признаки сетевой экономики
- Формы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса в рамках сетевой экономики
- Тема 4 Малое предпринимательство.
- 4.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Формы и структура государственной поддержки малого предпринимательства
- 4.3. Сущность и порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
- Тема 5 Предпринимательская среда
- 5.2 Внешняя предпринимательская среда.
- 5.3 Внутренняя предпринимательская среда.
- 5.4 Рынок как среда существования предпринимателя. Основные типы и виды рынков.
- Тема 6 Субъекты предпринимательской деятельности
- 6.2. Права и обязанности предпринимателей.
- 6.3. Личностные качества предпринимателей.
- Тема 7 Организационно-правовые формы предпринимательства.
- 7.4. Критерии выбора организационно-правовых форм
- 7.2. Индивидуальный предприниматель.
- 7.3. Организационно-правовые формы юридических лиц
- 7.4. Критерии выбора организационно-правовых форм
- 7.5. Внутрифирменное предпринимательство.
- Тема 8 Предпринимательская идея и ее выбор
- 8.2. Предпринимательский доход. Основные расчеты необходимые для принятия предпринимательского решения.
- 1) От реализации товаров, продуктов, услуг, работ;
- 8.3. Выявление эффекта от возможной реализации идеи. Принятие предпринимательского решения.
- Тема 9 Предпринимательское решение
- Классификация предпринимательских решений
- 9.2. Сущность основных научных подходов к разработке предпринимательских решений. Методы процесса принятия предпринимательских решений.
- Этапы и процедуры процесса принятия решения
- 9.3. Экономические методы обоснования принятия предпринимательского решения.
- 9.4. Комплексное экономическое обоснование предпринимательских решений.
- Тема 10 Риск в предпринимательстве. Инновации
- 10.2. Основные объективные причины возникновения предпринимательского риска. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска
- 10.3. Управление предпринимательскими рисками. Основные механизмы нейтрализации предпринимательских рисков
- 10.4. Основные риски в деятельности малых предприятий
- 10.5. Инновации. Социально-экономическое значение инноваций. Организация инновационной деятельности.
- Давая определение предпринимательству, мы говорим, что оно должно обязательно основываться на инновационной деятельности.
- Тема 11 Основы построения структуры предпринимательской деятельности
- 11.2 Цена продукции как регулятор производства. Регулирующая роль качества продукции. Прибыль предприятия – цель его функционирования
- 11.3 Секреты производства (ноу-хау)
- 11.4 Предприятие на рынке ценных бумаг
- Тема 12 Культура предпринимательства
- 12.1 Сущность, значение и понятие культуры предпринимательства. Деловая и профессиональная этика
- Тема 13 Оценка эффективности предпринимательской деятельности
- 13.1 Основные принципы обоснования эффективности предпринимательского дела
- 13.2 Анализ влияния конъюнктуры рынка на эффективность инвестиционных проектов
- 13.1 Основные принципы обоснования эффективности предпринимательского дела
- Показатели эффективности инвестиций
- Чистый дисконтированный доход (npv):
- Индекс доходности (pi):
- Внутренняя норма доходности (irr): Определяется уравнением
- 13.2 Анализ влияния конъюнктуры рынка на эффективность инвестиционных проектов