logo
Основы бизнеса Лекции

Экономическая самостоятельность

Важным признаком предпринимательства является экономическая свобода (самостоятельность) предпринимателя.

Она предполагает свободу субъектов предпринимательской деятельности в выборе:

Может показаться, что в начальный период становления рыночной системы, во время господства интуитивного бизнеса, предприниматели пользовались гораздо большей независимостью и самостоятельностью, чем современные рациональные бизнесмены. Каждый предприниматель был собственником и управляющим своего бизнеса, мог сам, независимо от других участников бизнеса, решать все вопросы. В это время не существовало законов о защите прав потребителя, законов, запрещающих нечестное ведение дела и ценообразование, и предприниматель мог не оглядываться на государство при решении всех этих вопросов. Но самостоятельность бизнеса - это не право произвола, она конструктивна. Бизнес активно развивается сам и видоизменяет экономическую систему по собственной инициативе. Стимулом развития самостоятельности является стремление снизить риски ведения бизнеса и расширить потенциальные возможности получения прибыли: расширить ассортимент выпускаемой продукции, увеличить круг потребителей и партнеров, раздвинуть временные границы своей деятельности за счет стратегического планирования и установления долгосрочных связей внутри фирмы и за ее пределами и т.д.

Предприниматель постоянно стремиться расширить самостоятельность своего бизнеса. Расширение самостоятельности бизнеса в современных условиях проявляется в трех основных формах:

Создание новых сфер деятельности бизнеса

До середины 80-х годов сфера услуг была представлена в основном традиционными видами деятельности (рестораны, химчистки, ателье проката, парикмахерские и т.д.). С развитием современных компьютерных интернет-технологий создались условия для появления такого современного направления как бизнес-услуги (разнообразные консалтинговые фирмы, консультирующие предпринимателей по вопросам аудита, бизнес-планирования, маркетинга и т.д.). Развитие интернета привело к появлению различных видов электронного бизнеса, занимающегося разработкой и продажей современных компьютерных технологий, созданием вэб-сайтов, организацией продаж по электронной сети и т.д.

Появление и расширение функций бизнеса

Функции бизнеса - самостоятельные направления, методы и процедуры ведения регулярного (процедурного бизнеса).

К основным функциям современного бизнеса относят: менеджмент, логистику, управление производством, управление человеческими ресурсами, маркетинг, бухгалтерский учет и финансовый менеджмент.

В основе становления функций бизнеса лежит усложнение деятельности бизнеса по мере его развития. Чем крупнее бизнес, чем он более развит, тем более необходима специализация его управления.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4