logo
Основы бизнеса Лекции

Этапы и процедуры процесса принятия решения

Этапы

Процедуры

  1. Постановка проблемы

  1. Разработка вариантов решений

  1. Выбор решения

  1. Организация выполнения решения и его оценка

  1. Возникновение новой ситуации

  2. Появление проблемы

  3. Сбор необходимой информации

  4. Описание проблемной ситуации

  1. Формулирование требований-ограничений

  2. Сбор необходимой информации

  3. Разработка возможных вариантов решений

  1. Определение критериев выбора

  2. Выбор решений, отвечающих критериям

  3. Оценка возможных последствий

  4. Выбор предпочтительного решения

  1. План реализации выбранного решения

  2. Контроль хода реализации решения

  3. Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации

Этап формирования решений начинается со сбора и обработки информации, необходимой для выработки курса действий. Как правило, при решении сложных проблем не удается ограничиться только той информацией, которую предоставляют действующие системы отчетности; поэтому требуется время и ресурсы для информационного обеспечения решения проблемы.

На этапе выработки курса действий, т. е. разработки вариантов решения проблем, применяются различные критерии, позволяющие из множества проектных предложений выбрать допустимые, а из них – наиболее полезные или предпочтительные для решения предпринимательской цели организации. От того, насколько обоснованно они выбраны, зависит качество решений, а оно, в свою очередь, предопределяет конкурентоспособность организации, быстроту ее адаптации к изменениям хозяйственной ситуации и, в конечном счете, – эффективность и прибыльность.

Выбор окончательного решения из множества допустимых и полезных осуществляется на основе взвешивания важности целей и обязательно учитывает как положительные, так и отрицательные последствия его реализации. Они могут быть социальными, экономическими, организационными, технологическими, политическими, т. е. могут затрагивать самые разные стороны деятельности организации.

Например, принимая решение о строительстве филиала предприятия, необходимо учитывать, как это отразится на его экономике, программах развития, какое влияние новое предприятие окажет на экономическую и социальную среду его обитания и т. д.

Сложность выбора предпринимательского решения и прогнозирования его последствий усугубляется тем, что этот процесс практически всегда осуществляется в условиях действия факторов неопределенности и риска, характерных для рыночной экономики. Это значительно повышает ответственность тех, кто принимает решения, предъявляет высокие требования к их компетенции и личностным качествам.

Организация выполнения принятого решения

Организация выполнения принятого решения – важнейший этап процесса управления. Решение должно быть доведено до исполнителей, которые получают четкую информацию о том, кто, где, когда и какими методами выполняет действия, связанные с ним. Важнейшая задача руководителя на этом этапе – преодоление объективных и субъективных препятствий и создание условий для реализации решения.

Наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение, административное давление и т. д.), используются меры материального стимулирования работников, воздействие путем авторитета и убеждения и т. д. Все они направлены на то, чтобы преодолеть сопротивление нововведению, изменить взгляды и повысить заинтересованность участников процесса реализации принятого решения, активизировать их деятельность и, в конечном счете, – решить проблему, стоящую перед организацией.

Большое значение имеет контроль выполнения работ, связанных с реализацией решения, так как он может выявить не только отклонения от плана выполнения, но и недостатки самого решения, требующие корректировки. Чтобы таких недостатков было меньше, контрольную функцию необходимо осуществлять на всех этапах процесса принятия решений.