logo
Основы бизнеса Лекции

9.2. Сущность основных научных подходов к разработке предпринимательских решений. Методы процесса принятия предпринимательских решений.

В практике разработки предпринимательских решений могут применяться следующие основные научные подходы, от которых во многом зависят и методы принятия решений:

Суть системного подхода заключается в том, что предпринимательский объект, по которому необходимо принять решение, рассматривается как система с взаимосвязанными и организованными элементами. Алгоритм решения поведения системы для получения планируемого (заданного) результата не задан – его необходимо на основе системных представлений найти.

Сущность структурного подхода заключается в структуризации предпринимательского объекта, по которому необходимо принять решение, придании каждой структуре балльных оценок (приоритетов) и принятии по основным из них решения. Например, значимость факторов (показателей) достижения конкурентоспособности товара: качества, цены, затрат – у потребителя целесообразна следующей: 4 : 3 : 2 : 1, т. е. при принятии решения о распределении финансовых ресурсов при формировании предпринимательской стратегии приоритет целесообразно отдать качеству товара.

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию сущности предпринимательского дела (выпуск товара) на потребителя и экономию у него и у самого предпринимателя дорогостоящих и, особенно, невоспроизводимых ресурсов.

В основе функционального подхода лежит рассмотрение потребности потребителя как совокупности функций, выполнение которых необходимо для удовлетворения потребности. Как правило, при функциональном подходе создается новый предмет (товар), удовлетворяющий минимуму совокупных затрат за жизненный цикл предмета на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта предпринимательства: потребности – функция – показатели будущего объекта – изменение структуры объекта.

Суть предметного подхода – в совершенствовании существующего предмета (товара), предпринимательского объекта.

Суть комплексного подхода заключается в том, что при разработке и принятии предпринимательского решения должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные психологические и другие аспекты и их взаимосвязи.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов выработки и принятия решений диктуется конкретной непредвиденной ситуацией. Эти ситуации могут изменяться по признакам:

Сущность нормативного подхода заключается в обосновании решений нормами и нормативами по важнейшим элементам предпринимательства.

Сущность директивного подхода состоит в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качеств, затрат, продолжительности элементов системы управления в нормативных актах (приказах, распоряжениях, указаниях, стандартах, инструкциях, положениях и т. п.). В основе директивного подхода лежат методы принуждения, которые опираются:

Основу системы общенаучных методов, используемых в принятии предпринимательских решений, составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный поход к решению проблем, а также применение таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения и т. д.

Специфика предпринимательства, как одного из видов управленческой деятельности, оказывает существенное влияние на формы, масштабы и результативность применения общенаучных методов.

Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение.

Так, системный подход к анализу проблемной ситуации позволяет выявить факторы и причины, приведшие к появлению проблемы в целом и ее составных частей. Он особенно важен при возникновении новых проблемных ситуаций, с которыми организация прежде не сталкивалась.

Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем предпринимательства в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. По мнению многих специалистов в области управления, в том числе и предпринимательства, комплексный подход является важнейшим условием эффективного решения проблем управления в многоцелевой открытой системе, активно взаимодействующей с внешней средой, каковым и является предпринимательство.

Моделирование имеет обширную сферу применения в процессах предпринимательства, особенно на начальной стадии проработки предпринимательского проекта, когда решаются сложные проблемы, требующие системного и комплексного подходов. Решение таких проблем немыслимо без применения моделей, под которыми понимается их представление в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы, существенные для целей решения.

Моделирование обычно осуществляется в несколько этапов, на которых уточняется постановка задачи, конструируется модель, проводится ее теоретический и (или) экспериментальный анализ на достоверность, и после практического применения и анализа полученных данных осуществляется (в случае необходимости) корректировка с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев и т. п.

Примером моделирования может быть разработка организационной структуры, создание организации, доходности капитала и др.

При решении проблем управления предпринимательским делом наибольшее распространение получили модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные, экономического анализа. Они позволяют решать большой класс задач управления с применением экономико-математических методов.

Экспериментирование, как метод, с помощью которого можно сравнительно быстро решать многие предпринимательские проблемы, получает все большее признание среди предпринимателей, руководителей и менеджеров. Многие управленческие нововведения, требуют экспериментальной проверки. С помощью экспериментов ведется и сам поиск научно обоснованных нововведений, использование которых окажется полезным для решения целей и задач организации.

В изучении и решении проблем управления важная роль отводится конкретно-историческому подходу, в соответствии с которым каждое явление должно рассматриваться в динамике. В развитии любого объекта управления, например, можно выделить стадии его жизненного цикла: проектирование и создание; рост; зрелость; завершение. Очевидно, что цели, а, следовательно, и проблемы управления на этих стадиях различаются, и довольно существенно. Это вызывает необходимость выбора из всего арсенала методов, наиболее соответствующих объективным условиям, отражающим циклическое (или «возрастное») состояние объекта. Поэтому при анализе проблем, связанных с управлением, важны такие параметры, как время образования организации и основные события развития (роста, объединения, разукрупнения, приватизации и т. д.). Если предпринимательский объект создается заново, необходимо ознакомиться с перспективами его развития, намерениями о вхождении в союзы, ассоциации и т. д.

Методы социологических исследований широко используются в решении проблем, связанных с работниками, их ролью в возникновении отклонений от запланированных целей, в выборе направлений действий и заинтересованностью в выполнении намеченного плана мероприятий. Социологические исследования проводятся путем сбора и обработки информации о потребностях и интересах персонала организации, о характере взаимоотношений между людьми и группами, о типе культуры, сложившемся под воздействием структурного состава кадров и других факторов развития организации. С этой целью широко применяют интервью и анкетные опросы, наблюдения и самонаблюдения, изучение документов и факторов группового поведения и др. Все это дает необходимую информацию, на основании которой можно прогнозировать реакцию персонала организации на те или иные решения, а также управлять поведением как отдельных индивидов, так и групп людей, чтобы обеспечить их реализацию.

Общенаучная методология составляет фундамент, на котором строится сложное здание арсенала методов управления. Подходы, способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ, носят название конкретных или специфических методов. Они характеризуются большим разнообразием, отражая множественность, различную сложность и состав управленческих задач, решаемых менеджментом в предпринимательстве.

Классификация решений на высоко и слабо структурированные позволяет более эффективно организовать процесс путем разработки разных подходов и действий, обеспечивающих движение к поставленным целям. Решения, в высокой степени структурированные, известны также как запрограммированные. Они являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов (подобных тем, которые предпринимаются при решении математического уравнения). При этом число альтернатив ограничено, и выбор делается в пределах направлений, заданных организацией, а также с учетом нормативов, стандартов, правил и т. д. В качестве примера можно привести задачу определения числа руководителей при заданной норме управляемости.

Выделение класса запрограммированных решений позволяет разрабатывать стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью.

Слабо структурированные решения (незапрограммированные) принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, внутренней неструктурированностью, неполнотой и недостоверностью информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Это не позволяет находить решения путем построения адекватных математических моделей, и основную роль в поиске играет человек и его способность разрабатывать соответствующую процедуру, ведущую к решению задачи. Слабо структурированными являются решения, связанные с определением целей и формулировкой стратегии развития организации, с изменением ее структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т. п.

Индивидуальные и групповые предпринимательские решения.

Лица, принимающие управленческие (предпринимательские) решения, называются субъектами решения. Это могут быть как отдельные предприниматели, так и группы работников, которые имеют полномочия для принятия решений. В первом случае говорят об индивидуально принимаемых решениях, во втором – о групповом или коллективном решении. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Для индивидуальных решений, принимаемых отдельным субъектом, характерен более высокий уровень творчества; в них нередко реализуется много новых идей и предложений. Как правило, такие решения требуют меньше времени, так как не связаны с необходимостью их согласования на промежуточных этапах. Правда, это не относится к решению таких проблем, в процессе разработки которых приходится затрачивать много времени для сбора и анализа необходимой информации.

Индивидуальные решения чаще, чем групповые, оказываются неверными, в них значительно больший риск ошибок; не в последнюю очередь это связано с тем, что проблемы организаций становятся все более сложными и требуют многоаспектного рассмотрения, а, следовательно, и разнообразных, нередко специализированных знаний.

Именно поэтому в настоящее время все возрастающее количество управленческих решений принимается на основе обсуждения, путем привлечения специалистов разных профилей или создания специальных групп (комиссий, комитетов, временных рабочих групп и т. д.).

Групповое принятие решений имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальным. Групповой подход к принятию решений обеспечивает более высокую обоснованность и меньший процент ошибок, чему способствует сам механизм работы групп (взаимная корректировка решений в процессе групповой работы, создание атмосферы сотрудничества и соревнования, взаимодействие между членами группы), а также вариантность разработок.

Однако у группового принятия решений есть и отрицательные стороны. Это, прежде всего, более высокие затраты времени из-за необходимости формирования группы, ее ознакомления с проблемой и создания условий для нормального и эффективного взаимодействия членов группы. Согласование и координация различных взглядов на проблему и пути ее решения также требуют времени. Чем больше размер группы, тем больше времени уходит на координацию, а следовательно, увеличивается время выработки решения (существует мнение, что наиболее эффективно работают группы из пяти, максимум семи членов). Отрицательным фактором является и то, что групповые решения нередко принимаются под давлением большинства или людей, занимающих высокие посты в организации, а это снижает творческий потенциал остальных участников и группы (вспомним всем известную шутку – «Мы тут посоветовались, и я решил»). В группе обычно отсутствует четкая ответственность за принятие окончательного решения, и именно поэтому так трудно отыскать автора неверного решения при его коллективной разработке.

Методы процесса принятия решений.

Если проблема несложна, а ситуационные факторы ясны и управляемы, процесс принятия предпринимательских решений может быть достаточно прост и скор. В этом случае после уяснения проблемной ситуации принимается решение, которое оказывает на нее прямое воздействие и приводят систему (управляемый объект) в состояние, соответствующее заданному. Например, если произошла поломка станка, на котором планировалось изготовление партии деталей, и известны факторы, приведшие к его выходу из строя (например, высокий износ оборудования), то, при наличии в цехе аналогичного станка в исправном состоянии, проблемную ситуацию (срыв выполнения плана производства партии деталей из-за неисправности станка) можно разрешить путем замены вышедшего из строя оборудования имеющимся в резерве.

При решении относительно несложных проблем часто используется интуитивный подход, который характеризуется такими чертами: субъект решения держит всю проблему в голове; по мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться; возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов; может не соблюдаться последовательность этапов; качество решения основывается, прежде всего, на предыдущем опыте лица, принимающего это решение. Поэтому интуитивный подход не дает хороших результатов в тех случаях, когда опыт лица, принимающего решение, небольшой, а предыдущие ситуации не соответствуют новой. Кроме того, на качество интуитивных решений могут оказывать влияние недостаточно полное представление о текущей проблемной ситуации и неверная интерпретация ее сути.

Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение.

Самая простая, «идеальная» схема принятия решений (рис.) предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому; после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее. Количество разрабатываемых и рассматриваемых вариантов зависит от многих факторов, и прежде всего от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и информации. Главным ограничителем является время, в течение которого должно быть принято решение. Поэтому параллельно с разработкой вариантов производится их оценка, а окончательное решение принимается путем выбора лучшего из тех, которые были подготовлены и рассмотрены в запланированный период времени.

П оявление проблемы

Выявление

факторов

и условий

Разработка решения

Оценка

и принятие решения

Рис. Этапы процесса принятия решений

Обязательными элементами процесса являются наличие поэтапного плана и методов решения, а также их информационное обеспечение (см. Табл.).

Таблица