7.5. Внутрифирменное предпринимательство.
Сущность внутрифирменного предпринимательства состоит в организации в крупнейших компаниях (корпорациях) внутрифирменных рискованных предприятий на основе предпринимательской инициативы в целях эффективного использования ресурсов и достижения внутренними предпринимателями высоких конечных результатов.
Внутрифирменное предпринимательство может развиваться при соблюдении следующих условий:
- свобода в распоряжении финансовыми и материально-техническими ресурсами, необходимыми для осуществления предпринимательского проекта;
самостоятельный выход на рынок с законченными продуктами труда;
возможность проведения собственной кадровой политики и особой мотивации работников, необходимых для реализации собственного предпринимательского проекта;
распоряжение частью прибыли, полученной от реализации личного проекта;
принятие на себя части риска при осуществлении проекта.
Основополагающим является принцип, что предприниматель действует внутри фирмы как владелец собственной фирмы, а не как наемный работник. Следовательно, внутренний предприниматель должен быть поступательно нацелен на реализацию своей личной идеи, на достижение конкретного конечного результата.
Но руководство фирмы (корпорации) для развития внутреннего предпринимательства должно создать своего рода сеть для поддержки интрапредприятий, специальные структурные подразделения – венчурные группы, отделы нововведений и др.
Первое слагаемое создаваемой сети – формирование финансового обеспечения рискованных проектов внутрифирменных предпринимателей.
Как показывает зарубежная практика, это могут быть общекорпоративные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, самостоятельные средства внутренних подразделений, специальные фонды для финансирования рискованных проектов.
Внутрифирменный предприниматель должен убедить руководство корпорации (фирмы) в экономической выгоде осуществления своего проекта, разработав свой бизнес-план. Отдельные фирмы разрешают внутренним предпринимателям выпускать собственные акции (своего внутрифирменного рискованного предприятия) и продавать их внутри фирмы. Правда, по российскому законодательству, акции могут выпускать только акционерные общества. Прообразом организации внутрифирменного предпринимательства на российских фирмах можно считать организацию арендного подряда, организацию внутреннего хозрасчета.
- Основы бизнеса Тема 1 Бизнес как особый вид деятельности
- Бизнес как особый вид деятельности. Процедурный и интуитивный бизнес.
- 1.2. Признаки бизнеса.
- 1.3. Модель бизнеса. Типы предпринимателя. Функциональная парадигма бизнеса. Введение
- 1.1. Бизнес как особый вид деятельности
- 1.2. Признаки бизнеса
- Ориентация на получение прибыли
- Новаторство (активный поиск новых решений)
- Ответственность
- Экономическая самостоятельность
- 1.3. Модель бизнеса. Типы Предпринимателей. Функциональная парадигма бизнеса
- Функциональная парадигма бизнеса
- Тема 2 Содержание предпринимательской деятельности
- 2.2 Мотивы и функции предпринимателя.
- 2.3. Экономические и правовые условия предпринимательства.
- Тема 3 Классификация предпринимательства. Типы и виды предпринимательства
- 3.1. Производственное предпринимательство. Коммерческо-торговое предпринимательство. Финансовое предпринимательство.
- 3.2. Современная сетевая экономика и место в ней крупного, среднего и малого бизнеса
- 3.1. Производственное предпринимательство. Коммерческо-торговое предпринимательство. Финансовое предпринимательство.
- Коммерческое предпринимательство
- Финансовое предпринимательство
- Бизнес в сфере услуг
- 3.2. Современная сетевая экономика и место в ней крупного, среднего и малого бизнеса
- Крупный бизнес
- Малый бизнес Малый бизнес: причины роста и критерии выделения
- Функции малого бизнеса: Экономические функции малого бизнеса
- Социальные функции малого бизнеса
- Типы малого бизнеса
- Количественные критерии выделения малого бизнеса
- Средний бизнес
- Сетевая экономика
- Признаки сетевой экономики
- Формы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса в рамках сетевой экономики
- Тема 4 Малое предпринимательство.
- 4.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Формы и структура государственной поддержки малого предпринимательства
- 4.3. Сущность и порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
- Тема 5 Предпринимательская среда
- 5.2 Внешняя предпринимательская среда.
- 5.3 Внутренняя предпринимательская среда.
- 5.4 Рынок как среда существования предпринимателя. Основные типы и виды рынков.
- Тема 6 Субъекты предпринимательской деятельности
- 6.2. Права и обязанности предпринимателей.
- 6.3. Личностные качества предпринимателей.
- Тема 7 Организационно-правовые формы предпринимательства.
- 7.4. Критерии выбора организационно-правовых форм
- 7.2. Индивидуальный предприниматель.
- 7.3. Организационно-правовые формы юридических лиц
- 7.4. Критерии выбора организационно-правовых форм
- 7.5. Внутрифирменное предпринимательство.
- Тема 8 Предпринимательская идея и ее выбор
- 8.2. Предпринимательский доход. Основные расчеты необходимые для принятия предпринимательского решения.
- 1) От реализации товаров, продуктов, услуг, работ;
- 8.3. Выявление эффекта от возможной реализации идеи. Принятие предпринимательского решения.
- Тема 9 Предпринимательское решение
- Классификация предпринимательских решений
- 9.2. Сущность основных научных подходов к разработке предпринимательских решений. Методы процесса принятия предпринимательских решений.
- Этапы и процедуры процесса принятия решения
- 9.3. Экономические методы обоснования принятия предпринимательского решения.
- 9.4. Комплексное экономическое обоснование предпринимательских решений.
- Тема 10 Риск в предпринимательстве. Инновации
- 10.2. Основные объективные причины возникновения предпринимательского риска. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска
- 10.3. Управление предпринимательскими рисками. Основные механизмы нейтрализации предпринимательских рисков
- 10.4. Основные риски в деятельности малых предприятий
- 10.5. Инновации. Социально-экономическое значение инноваций. Организация инновационной деятельности.
- Давая определение предпринимательству, мы говорим, что оно должно обязательно основываться на инновационной деятельности.
- Тема 11 Основы построения структуры предпринимательской деятельности
- 11.2 Цена продукции как регулятор производства. Регулирующая роль качества продукции. Прибыль предприятия – цель его функционирования
- 11.3 Секреты производства (ноу-хау)
- 11.4 Предприятие на рынке ценных бумаг
- Тема 12 Культура предпринимательства
- 12.1 Сущность, значение и понятие культуры предпринимательства. Деловая и профессиональная этика
- Тема 13 Оценка эффективности предпринимательской деятельности
- 13.1 Основные принципы обоснования эффективности предпринимательского дела
- 13.2 Анализ влияния конъюнктуры рынка на эффективность инвестиционных проектов
- 13.1 Основные принципы обоснования эффективности предпринимательского дела
- Показатели эффективности инвестиций
- Чистый дисконтированный доход (npv):
- Индекс доходности (pi):
- Внутренняя норма доходности (irr): Определяется уравнением
- 13.2 Анализ влияния конъюнктуры рынка на эффективность инвестиционных проектов