3. Изменение пропорций и структуры экономики
Структурная диверсификация народного хозяйства – основа экономического роста.
Глобальная реструктуризация российской экономики направлена, прежде всего, на необ-ходимость преодоления сформировавшихся в предшествующий период дисбалансов. Уже в силу своих масштабов такая проблема не может быть осуществлена без активного участия государства, так как только оно выступает в качестве макроэкономического субъекта, способного воздействовать на формирование структуры народного хозяйства в целом, руководствуясь при этом общенациональными интересами. Решение проблемы такого масштаба требует:
- привлечения специалистов всех отраслей знания,
- активной промышленной, структурной политики с выделением, соответствую-
щих приоритетов в бюджете государства,
- согласованной долгосрочной инвестиционной политики,
- юридических гарантий собственности и безопасности вложений,
- учета условий сложившихся в международной кооперации и интеграции.
Исходной базой экономического роста на приватизированных объектах явились оказав-шиеся незагруженными в условиях спада производственные мощности. Однако прирост ВВП эти мощности обеспечили, окончательно реализовав свой потенциал. Возобновление этих мощностей (учитывая их катастрофический износ), обновление в соответствии миро-вым научно-техническим уровнем требует организации мощных инвестиционных влива-ний и переход к устойчивому (стабильному) экономическому росту.
Начавшийся с 1999 года подъем российской экономики в значительной мере обеспечен донорством отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Однако к отрицатель-ным сторонам национальной экономики конца 20-го века можно отнести: большой госу-дарственный долг и затраты по его обслуживанию, а также крайне неблагоприятная демо-
- 60 -
графическая политика.
В условиях реализации программ обновления и реструктуризации национальной эконо-мики (промышленного, транспортного, энергетического и аграрного секторов), государст-
во берет на себя:
- обеспечение программы соответствующей инфраструктурой (создание которой низ-
кодоходно, имеет высокую финансовую емкость и длительные сроки окупаемости);
- системы поддержки экспорта-импорта продукции предприятий проходящих прог-
рамму обновления и реструктуризации;
- оказывает содействие в научно-технической поддержке и подготовке квалифици-
рованных кадров;
- лоббирует и поддерживает малый бизнес обладающий предпринимательской ини-
циативой, инновационным потенциалом, готовностью к риску, мобильностью в
принятии и реализации решений;
- оказание помощи в масштабных структурных реорганизациях крупных компаний и
отраслей.
Одновременно государство определяет отрасли и долю в их производстве государствен-ных предприятий и, одновременно, перечень государственных предприятий подлежащих приватизации либо национализации (выкуп).
Необходимость реформирования предприятий и направления реструктуризации. С
началом роста национальной экономики России (1999 – 2000 годы) в сложившихся тогда условиях либерализации экономики главным препятствием ускорения экономического роста становится медленная реформа предприятий:
- кризис неплатежей;
- значительный «долговой навес»;
- слабый механизм обеспечения интересов собственников и контроля за деятель-
ностью менеджеров;
- очень медленная внутренняя реструктуризация предприятий.
Реформа предприятий – это изменение принципов их действий, реструктуризация, направленная на улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, производительности труда, снижение издержек, а также мера господдержки этих изменений.
Создание для нормального функционирования предприятий осуществляется в направ-лении институциональных преобразований и через первичное финансовое оздоровление
Институциональные преобразования, как промышленного, так и аграрного секторов направлены на:
- соизмерение уровня процентной ставки по кредитам и уровня рентабельности
предприятий, и, для этого:
- поддерживать ставку рефинансирования ЦБ в приемлемых пределах;
- четкая и регламентированная реализация процедур банкротства;
- поддержание курса рубля и тонуса банковской системы.
- регулирование цен естественных монополий (ТЭК), для этого необходима органи-
зация и реализация системы ценообразования, естественных монополий, с участи-
ем государства и учетом приоритетов развития национальной экономики.
Институциональные преобразования создают комфортные внешние условия для обновления действующего производства и реструктуризации предприятий. Однако на части предприятий процесс обновления и реструктуризации уже невозможен в силу поте-ри рынков сбыта, финансового коллапса, огромной внешней и внутренней задолженности, недееспособность управляющего персонала, что предопределяет процедуру банкротства. Отметим критерии дееспособности и перспективности предприятий:
- готовность собственников и менеджеров предприятия осуществить реальные
- 61 -
шаги по санации, обновлению и реструктуризации;
- наличие шансов на восстановление или достижение конкурентоспособности;
- возможность вступления в какой либо вид объединения, успешно прошедшего
реструктуризацию.
Предприятиям, не отвечающим изложенным выше критериям, более подойдет бан-кротство:
- процедура банкротства через передачу эффективному собственнику: санация
при сохранения профиля, перепрофилирование или ликвидация;
- реструктуризация собственности эффективным собственником;
- в случае, когда предприятие имеет стратегическую важность для государства
– может происходить национализация, либо государство и эффективные соб-
ственники.
Внутренняя реструктуризация. Как правило, основными причинами медленной внут-ренней реструктуризации предприятий являются:
- неэффективнсть системы управления вследствие отсутствия стратегии;
- незнание коньюктуры рынка;
- низкая квалификация менеджмента;
- неэффективность финансового менеджмента;
- отсутствие желания собственников чего либо менять;
- наличие неспецифических для предприятия функций.
После первичного финансового оздоровления и появление заинтересованности собст-венников возможна реальная перестройка деятельности предприятий, которая решает ряд задач:
- освобождение предприятий от не свойственных ему функций (аутсорсинг);
- внутреннюю реструктуризацию предприятия:
- создание системы финансового менеджмента;
- модернизация бухгалтерского учета;
- изменение (оптимизация) организационной структуры;
- реструктуризация сбытовой сети и сети логистики;
- программы маркетинга продукции (услуг);
- освоение нового ассортимента продукции (услуг);
- создание системы контроля качества продукции (услуг);
- разработка и реализация инвестиционной программы.
- Тема 1. Основы теории переходной экономики (2 час)
- Место теории переходной экономики в экономической теории
- Цель и задачи переходной экономики
- 3. Основные черты переходной экономики и закономерности ее развития.
- Особенности переходного периода в постсоциалистических странах
- Переходный период как процесс первоначального накопления капитала
- Тема 2. Предпосылки перехода России к рыночной экономике (2 часа)
- Структура и организация советской экономики.
- Неизбежность кризиса и реформ в рамках социалистического выбора
- Перестройка и распад ссср и сэв
- 4. Кризис и распад ссср и сэв.
- Каковы структура и организация советской экономики
- Неизбежность кризиса и реформ в рамках социалистического выбора
- Влияние перестрой и распада ссср и сэв на экономику России
- Тема 3. Особенности переходной экономики в России
- Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики
- 2. Формирование рынка: ценовая либерализация и возникновение ценового
- 3. Снятие ограничений на доходы и заработную плату
- 4. Открытие экономики
- 5.Дерегулирование
- Основные структурные и институциональные изменения
- Тема 4. Становление новой финансовой системы (2 часа)
- 5. Рост скорости обращения денег был дополнительным фактором обес-
- 2.Формирование бюджетно-налоговой системы
- Формирование финансово-кредитной системы
- Формирование бюджетно-налоговой системы
- Тема 5. Эволюция отношений собственности (2 часа)
- Собственность как экономическая категория
- Формы собственности и их эволюция
- 3. Разгосударствление экономики и приватизация государственной собственности
- Постприватизационный передел собственности
- Тема 6. Аграрные отношения и аграрная реформа в переходный период
- Сущность и направления аграрной реформы в России
- Институциональные основы реструктуризации агросферы
- Уровень и перспективы государственной поддержки сельского хозяйства в переходной экономике
- Тема 7. Становление предпринимательства и формирование конкурентной среды
- 1. Современные теории предпринимательства
- 2.Функции и характеристики предпринимательства
- Риск в предпринимательской деятельности
- Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в
- Совместное предпринимательство (партнерство):
- Формирование конкурентной среды
- Тема 8. Формирование рынка факторов производства
- Формирование институтов рынка труда в переходной экономике: проблемы и противоречия
- Государственная политика на рынке труда
- Особенности рынка капитала
- Формирование институтов рынка капитала в переходной экономике
- Фактор риска, влияющий на ставку процента
- Тема 9. Роль и функции государства в переходной экономике
- Степень участия государства в переходной экономике
- Экономические:
- 2. Инструменты государственного регулирования
- 3. Изменение пропорций и структуры экономики
- Формирование социальной среды
- Тема 10. Новый этап реформ в России
- Экономический рост 2000-2007 годы: основные этапы, факторы и закономер-
- Бюджетная политика и состояние финансовой системы. Финансовый феде-рализм
- Содержание и следствие налоговой реформы
- Реформа жкх в 2003 – 2007 годах
- Вопрос 100% оплаты занял 10 лет и завершился в 2005 году, когда был утвержден федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг
- Пенсионная реформа
- Тема 11. Внешнеэкономическая политика России
- Роль и основные методы государственного регулирования внешнеэкономических связей
- Современный механизм управления вэс рф
- Направления совершенствования системы государственного регулирования вэд
- Тема 12. Россия и международные организации, экономическая интеграция
- Всемирная торговая организация (вто)
- Экономические финансовые организации стран снг
- 1. Международные экономические и финансовые организации
- 2. Всемирная торговая организация (вто)
- 3. Экономические и финансовые организации стран снг