logo
Экономика России ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ

Вопрос 100% оплаты занял 10 лет и завершился в 2005 году, когда был утвержден федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг

(см. таблица 10.3)

1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс РФ и предоставил возможности более глубокого реформирования, поскольку вообще не предусматривает льготирова-ния, а говорит о предоставлении компенсаций на оплату ЖКУ. На конец 2007 года на практике реализуются три модели реформирования льгот:

- первая модель – «простая монетизация» - т.е. компенсация предоставляемая гражда-

нам равна льготе, которую они имели. Недостаток – колоссальные

издержки по ее администрированию, она с социальной точки – беспер-

спективна;

- вторая модель – предоставление жителям денежного эквивалента с размера регио-

нального стандарта. Более социально справедлива, хотя предусматри-

вает и изменение размера предоставляемых льгот;

- 67 -

- третья модель – предоставление всем гражданам, относящимся к определенной

льготной категории, денежных выплат одинакового размера. Плюсы –

проста, социально более справедлива, минусы - «проигравшие» (те у

кого положение получше – городские территории) чувствуют себя

хуже.

Реформа системы управления многоквартирными домами. Задача реформы в этом направлении заключается не только в демонополизации предложения на обслуживание многоквартирных домов, но в первую очередь - демонополизацию заказа на их обслужи-вание. Сегодня у собственников помещений в многоквартирных домах есть несколько вариантов реализации своих обязанностей:

    1. выбрать управляющую компанию;

    2. создать товарищество собственников жилья;

    3. не выбирать и не создавать, а управлять самостоятельно;

    4. не принимать никакого решения (это сделают органы местного самоуправления).

Реформа в сфере управления и развития коммунальной инфраструктуры. Активное вхождение бизнеса в сферу управления инфраструктурой датируется 2003 годом. На первом этапе этого процесса (2003-2004 годы):

- появление 5-6 компаний, которые позиционировались как общенациональные

операторы на рынке коммунальных услуг (Российские коммунальные системы

/Чубайс, Комплексные энергетические системы (КЭС)/Вексельберг, Новый город

/Потанин, Коммунальные инвестиции/Дерипаска, Росводоканал/Фридман);

- активная экспансия этих компаний в различных регионах России с целью полу-

чения в управление коммунальных систем электро-, тепло-, водоснабжения;

- заключение достаточно большого количества краткосрочных договоров аренды

коммунальных систем, без инвестиционных обязательств;

- безусловно доминирующая роль ОАО «Российские коммунальные системы».

Особые проблемы возникают до сих пор с инвестиционной деятельностью в этой сфере, незаконченностью реформы в целом, высокая политизация процесса.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4