logo
Экономика России ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ

Институциональные основы реструктуризации агросферы

На основнании анализа результатов реформирования сельского хозяйства России, на первом этапе реформ, можно выделить его следующие институциональные характе-ристики:

- отсутствие частной земельной собственности и в целом всякой земельной собст-

венности, поскольку монополия государственной собственности на землю ликви-

дирована в 1991 году;

- высокая степень монополизации зернового рынка;

- коллективистский менталитет;

- противоречивость развития сельского предпринимательства – фермерства;

- растущий протекционализм отечественным сельскохозяйственным товаропроиз-

водителям.

Однако, как показывает накопленный всей земледельческой цивилизацией опыт аграр-ных реформ, становление рыночной экономики в агросфере – это, прежде всего, создание институтов, обеспечивающих ее функционирование. Переходная экономика отличается от рыночной тем, что в ней отсутствуют (либо только начинают формироваться) институ-ты, обеспечивающие обмен. В силу этого важнейшее место в трансформации аграрных отношений занимают системно-институциональные преобразования. Институциональной основой аграрной реформы является становление новых экономических институтов – эко-номико-правовых форм собственности, производства и управления, финансовых институ-тов и управления, финансовых институтов и рыночной инфраструктуры.

Тяжело решается и ключевой вопрос – важнейший институт, обеспечивающий эффек-тивное функционирование сельского хозяйства – частная собственность на землю и имущество. В значительной части этот вопрос находится в политической сфере и именно там возникает серьезное сопротивление. Наглядно это можно видеть на примере прора-ботки и подготовки Земельного Кодекса РФ. Этот документ был принят в 2001 году, но до сих пор подвергается доработкам, поправкам и изменениям.

Однако, не смотря на значительные сложности в реализации поименованных выше доку-ментов процесс реформирования сельского хозяйства идет, хотя и не теми темпами как хотелось бы (см.: таблица 6.5)

Однако отслеживание процесса становления института собственности на землю стано-вится все сложнее: до 2008 года Роснедвижимость предоставляла информацию о доле зе-мель в общей собственности, переданных в аренду. С 2008 года эта информация не предо-ставляется.

Незащищенность сельскохозяйственных угодий от изъятия из сферы сельскохозяйствен-ного производства создает стимул для прихода на рынок сельскохозяйственных земель лиц, заинтересованных в ее несельскохозяйственном использовании.

  1. Yandex.RTB R-A-252273-3
    Yandex.RTB R-A-252273-4