logo search
ECON_T~1

20.1. Сущность, показатели и факторы экономического роста

Экономический рост - это рост результатов общественного воспроизводства. Он выражает развитие экономики, повышение уровня жизни населения. Показателями экономического роста являются темпы роста основных экономических показателей - валового внутреннего продукта, национального дохода, реальных доходов населения и др. Под темпами роста того или другого показателя обычно понимают процентное выражение его прироста за какой-либо период. По темпам роста можно судить о том, что происходит в экономике: негативные или позитивные процессы. Падение темпов роста говорит об усилении нежелательных тенденций, а стабильные и высокие темпы роста - о благоприятных тенденциях.

Сравним среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта в нашей стране и в США за ряд периодов: см. таблицу 2.

Таблица 2. Среднегодовые темпы прироста ВВП (в % )

Период

1950-1965

1966- 1970

1971- 1975

1976- 1980

1981-

1985

1986- 1988

1989- 1990

1991- 1995

1996

1997

СССР (Россия)

9,1

7,6

6,2

4,8

3,6

3,9

0,5

-14,0

-6,0

0,4

США

3,7

3,0

2,2

3,4

2,6

3,3

1,7

2,7

2,7

2,8

Из таблицы 2 видно, что в США в течение длительного периода (вплоть до конца 1980-х гг.) темпы роста были ниже, чем в СССР, но они оставались в целом более стабильными, хотя и снижались. В нашей же стране произошел переход от высоких темпов роста в 1950-65 гг. к их постепенному снижению до уровня темпов роста США в 1980-е гг. и к падению производства (отрицательные темпы роста) - в 1990-е г. г. Уровень ВВП в России в 1997 г. составил всего 45 % от его уровня 1990 г. (снижение на 55 %) и оказался примерно равным объему ВВП 1970 г., то есть страна оказалась отброшенной на 25 лет назад.

На величину темпов экономического роста оказывают влияние следующие основные факторы:

1) Сбалансированность общественного воспроизводства. Она означает поддержание пропорций воспроизводства. Чем полнее они соблюдаются, тем благоприятнее условия для экономического роста. И наоборот, нарушение пропорций общественного воспроизводства затрудняет экономический рост. И чем сильнее это нарушение, тем, как правило, ниже темпы экономического роста.

В нашей стране со второй половины 1960-х гг. появились и стали нарастать экономические диспропорции: между рабочими местами и трудовыми ресурсами (избыток рабочих мест), между денежной и товарной массами (дефицит товаров), между ценами и издержками производства (несоответствие цен стоимости, убыточность ряда отраслей) и другие. Эти явления были вызваны хозяйственной реформой 1965-66 г. г., создавшей затратный хозяйственный механизм в экономике. Их результатом стало падение темпов роста экономики.

В ходе рыночной реформы 1990-х г. г. диспропорции в экономике настолько усилились, что вылились в небывалый по масштабам экономический кризис. Как следствие - обвальный спад производства.

2) Уровень накопления. Он измеряется отношением чистого накопления к национальному доходу или валового накопления к ВНП и называется нормой накопления.

Экономическая теория установила, что темпы роста экономики прямо зависят от нормы накопления. Американские экономисты даже вывели формулу, согласно которой увеличение нормы накопления на 1 % дает увеличение темпа экономического роста на 0,1 %. Правда в СССР стабильный экономический рост на уровне свыше 9 % в год был достигнут не при норме накопления в 90 %, как это вытекает из упомянутой формулы, а при ее уровне в среднем в 32 %. Наиболее высокая норма накопления имела место в Японии (34 %), которая также развивалась в течение длительного периода очень быстрыми темпами.

Значение накопления в том, что именно благодаря ему происходит обновление и расширение технической базы производства, а значит, создаются необходимые предпосылки для повышения эффективности производства. Благодаря высокой норме накопления в Японии обновление активной части основных производственных фондов достигалось в среднем за 5-7 лет.

В нашей же стране в 1960-80 гг. в использовании накопления, несмотря на его высокую норму, наблюдались, как уже говорилось в теме 7, негативные процессы (направление капиталовложений не на техническое перевооружение действующего производства, а на создание новых рабочих мест). В 1990-е г. г. началось обвальное сокращение накопления, и сейчас его уровень не превышает 8 % национального дохода, что намного ниже уровня всех развитых капиталистических стран.

Для высоких темпов экономического роста, таким образом, требуется не только оптимальная норма накопления (то есть обеспечивающая наиболее высокие темпы роста потребления на длительную перспективу), но и оптимальная структура фонда накопления, его использование с максимальной эффективностью.

3) Эффективность использования ресурсов.

Эффективность использования ресурсов выражается показателями затрат ресурсов на единицу продукции (ресурсоемкость) или выходом продукции в расчете на единицу ресурсов (ресурсоотдача). Ускорение роста эффективности использования ресурсов позволяет увеличить темпы экономического роста при тех же затратах ресурсов (труда, основных и оборотных производственных фондов). И наоборот, замедление роста эффективности использования ресурсов или ее падение замедляют темпы экономического роста.

4) Рост квалификации кадров, улучшение организации производства.

Работники - это главная производительная сила общества. Именно их трудом создается и осваивается новая техника и технология. Поэтому темпы роста напрямую зависят от уровня подготовки кадров. То же можно сказать и о связи темпов экономического роста с уровнем организации производства.

В 1950-е г. г. в СССР была лучшая в мире система образования. Американские специалисты, анализировавшие причины высоких темпов роста советской экономики, пришли к выводу, что главной из них является передовая система образования. Этот факт заставил правящие круги развитых капиталистических стран значительно увеличить государственное финансирование образования. В результате доля затрат на образование в ВНП была повышена в несколько раз. У нас же наблюдались обратные тенденции. Уже в 1970-е гг. многие учебные заведения не получали современного оборудования, учили на устаревших машинах и аппаратах. Выпускники, придя на производство, не умели использовать передовую технику. А в период рыночной реформы в нашей стране началось разрушение образования в полном смысле слова. Государственное финансирование образования резко сократилось. Учебные заведения не в состоянии не только в необходимом объеме обновлять материальную базу учебного процесса, но даже поддерживать ее работоспособность, приобретать нужные учебники и учебные пособия.

Что же касается организации производства, то внедрение в 1960-е гг. в экономику СССР затратного хозяйственного механизма нацелило государственные органы и предприятия на искусственное удорожание продукции, поскольку чем дороже была продукция, тем выгоднее стало ее производить. Результатом этого стало снижение темпов роста эффективности производства и экономического роста. В период рыночной реформы экономика вообще оказалась дезорганизованной, что и вызвало обвальный спад производства.

В некоторых экономических концепциях выдвигаются и другие факторы экономического роста. Так, в кейнсианской концепции главным фактором экономического роста считается наличие эффективного спроса на рынке. Между тем эта концепция не в состоянии объяснить причины такого явления как стагфляция, когда рост цен сопровождается экономическим спадом.

В монетаристской концепции главным фактором стабильного роста экономики считается стабильность денежной массы в обращении. Однако в нашей стране семилетние попытки правительства стабилизировать денежную массу обернулись огромным экономическим спадом.

С точки зрения теории экономики предложения, главным фактором экономического роста является стимулирование роста совокупного предложения товаров за счет оптимизации налоговой системы, о чем уже говорилось выше.