logo
ECON_T~1

13.4. Реформа кредитной системы в России

К началу 1990-х г. г. для кредитной системы СССР было характерно:

1) Монополия государства в кредитной сфере. Все финансово-кредитные учреждения были государственными. Коммерческий кредит был упразднен в начале 1930-х г. г. Основной формой кредита был банковский кредит. Он предоставлялся Государственным банком СССР или кредитными учреждениями, подконтрольными ему. Государственный банк обслуживал предприятия, организации, учреждения, граждан. Через его систему проходили все расчеты и платежи в народном хозяйстве. Никаких других банков, кроме него и входящих в его систему учреждений, не было. Госстрах был монополистом в сфере страхования. Пенсионное обслуживание было только государственным. Операции с ценными бумагами и валютой осуществлялись только государственными учреждениями.

2) Государственное планирование кредита. Кредит рассматривался как средство выполнения заданий народнохозяйственного плана и входил составной частью в этот план. Кредитование шло в основном по плану и для выполнения плана. Получение внепланового кредита было затруднено.

3) Основными формами кредита были:

- Банковский.

- Потребительский.

- Государственные займы и кредиты.

- Межгосударственный.

- Ссуды из резервов министерств и ведомств (выдавались предприятиям, входящим в систему министерства (ведомства) в основном при возникновении непредвиденных неблагоприятных ситуаций).

- Натуральные ссуды (в сельском хозяйстве в виде семян на проведение сева с возвратом в том же виде после уборки урожая).

4) Низкий уровень процента. Так, в 1989 г. годовая ставка процента составляла:

- по краткосрочному кредиту - 2,8 %;

- по долгосрочному - 0,8 %;

- по государственным займам - 2-3 %;

- по вкладам населения - 2 %;

- по депозитам колхозов и кооперации - 0,5 %.

5) Госбанк СССР в целях стимулирования рационального ведения хозяйства использовал три режима кредитования:

- льготный (для предприятий, обеспечивающих высокую эффективность использования кредитных ресурсов);

- общий (для нормально работающих предприятий);

- особый (для предприятий, нерационально использующих выделенные средства и допускающих нарушение платежной дисциплины).

6) Высокие скорость прохождения платежей и уровень платежной дисциплины, в том числе за продукцию и услуги, в бюджет и т. п., поскольку все расчеты и платежи в народном хозяйстве осуществлялись одним банком и были полностью ему подконтрольны.

В начале 1990-х г. г. была проведена коренная реформа кредитной системы. Государство перестало быть монополистом в сфере кредита. Государственный банк был преобразован в Центральный банк России, который стал его преемником. Однако в отличие от Государственного банка СССР его роль в экономике значительно сократилась. Центральный банк непосредственно не обслуживает предприятия и население. Он ограничен выполнением функций, свойственных центральным банкам в капиталистической экономике, о которых говорилось выше.

Была создана целая система негосударственных финансово-кредитных учреждений, которых до этого не было: банков, страховых компаний, инвестиционных компаний и фондов, пенсионных фондов и т. п., непосредственно обслуживающих население и предприятия. В результате число занятых в финансово-кредитной сфере резко возросло.

Резко сократилось государственное кредитование народного хозяйства. Государственные кредиты перестают быть целевыми и все больше приобретают рыночный характер, размещаются на рыночных условиях. Упразднено государственное планирование кредита. Оно было заменено рынком кредитных ресурсов. Государство сейчас может лишь оказывать регулирующее воздействие на кредитную систему, но не может прямо управлять ею. Были вновь возрождены упраздненные в 1930-е г. г. формы кредита: коммерческий, залоговый, ипотечный, налоговый, лизинг. Значительно расширился набор операций, выполняемых банками, в связи с развитием рынка ценных бумаг и отменой государственной монополии на валютные операции. В целом, кредитная система приобрела черты, свойственные капиталистической экономике.

Реформа кредитной системы сопровождалась нарастанием негативных тенденций в финансово-кредитной сфере:

- Значительным сокращением кредитования производства. Банковские ресурсы направляются, главным образом, на операции с государственными ценными бумагами и валютой, на кредитование коммерческих посреднических структур, а не на финансирование развития производства. Долгосрочный кредит (а он предназначается, как правило, для финансирования капиталовложений) практически прекратил свое существование. Все это означает, что кредит в значительной мере перестал выполнять свои важнейшие функции в экономике.

- Повышается роль государственных займов в финансировании расходов государства. В результате растут внутренний и внешний государственный долг и расходы на их обслуживание и одновременно происходит откачивание денег из реального (производственного) сектора экономики в посредническо-спекулятивную сферу.

- Система расчетов и платежей значительно усложнилась, упал уровень платежной дисциплины. Кредитная система оказалась в определенной мере под контролем криминальной и теневой экономики. Огромные суммы наличных денег расхищены из банков по поддельным документам, пропали в безвозвратном кредите, распределены между работниками банков “на законном основании”. По данным министра внутренних дел России А. Куликова, оглашенным в начале 1997 г., благодаря деятельности коммерческих банков государство оказалось ограбленным на 67 триллионов рублей.

- Поскольку негосударственные кредитные учреждения преследуют цель повышения собственной прибыли, кредитная реформа привела к значительному повышению ставки процента. Реальная ставка процента (с учетом инфляции) в настоящее время примерно в 10 раз выше предреформенной. Кредит для производственных предприятий стал более дорогим и менее доступным, что затрудняет выход экономики из кризиса.

В целом кредитная система стала менее эффективной, несмотря на многократное увеличение численности работников этой сферы и оснащение ее передовой компьютерной техникой. В определенной мере она даже затрудняет развитие производства, паразитирует на нем. Отсюда следует, что необходимы кардинальные меры по исправлению данного положения.