logo
ECON_T~1

15.3. Налоговая система

Главным источником доходов государства являются налоги, в число которых обычно включаются и платежи во внебюджетные фонды, поскольку они, как и налоги, носят обязательный характер.

Налоги выполняют две основные функции:

1) Фискальную, то есть обеспечивают поступление средств для финансирования государственных расходов.

2) Регулирующую. С помощью налогов государство оказывает воздействие на экономические процессы: способствует расширению одних видов деятельности и затрудняет другие, влияет на уровень цен и объемы продаж товаров и услуг, на эффективность использования ресурсов, регулирует соотношение в уровнях конечных доходов населения.

C налогами связаны следующие понятия:

- Налоговая база - объект налогообложения. Ею могут быть: доходы (прибыль предприятий, доходы граждан, от операций с ценными бумагами и т. п.); стоимость определенных товаров; определенные виды деятельности; используемые ресурсы; имущество и его передача и др.

- Налоговая ставка - уровень налогообложения определенного объекта. Она имеет форму денежной величины или процента от стоимости налоговой базы.

- Налоговые льготы: - необлагаемый минимум; - изъятие элементов налоговой базы; освобождение от налога; - понижение ставки; - налоговый кредит т др.

Основные виды налогов:

1) Общие (предназначены для финансирования расходов бюджета независимо от конкретного направления этих расходов) и специальные (платежи во внебюджетные фонды или в бюджет, имеющие специальное целевое назначение).

2) Прямые (взимаются прямо из доходов юридических или физических лиц) и косвенные (включаются в цену товаров в виде надбавки к издержкам и прибыли; фактически оплачиваются покупателями, но не прямо, а посредством покупки товаров).

3) С юридических лиц и с физических лиц.

4) Общегосударственные, региональные и местные. В России: федеральные; субъектов федерации; местные. Отнесение налогов к тому или другому уровню определяется не тем, в бюджет какого уровня они поступают; а тем, какой уровень определяет размеры налогообложения.

Общий уровень налогов определяется в конечном счете размерами государственных расходов, потребностями в финансировании бюджетной сферы и измеряется отношением суммы налогов к валовому национальному продукту. Его величина на начало 1990-х г. г. в развитых странах колебалась в пределах: США, Япония, Швейцария - 30-35 %; Италия, Великобритания, Германия, Канада, Финляндия - 36-40 %; Австрия, Франция, Бельгия - 41-45 %; Норвегия, Голландия - 46-50%; Дания, Швеция - 51-56 %. В среднем по развитым капиталистическим странам - 38,4 %; по странам ЕЭС - 40,8 %.

Для налоговых систем развитых капиталистических стран характерно, что налоги на прибыль предприятий в сумме в 2-3 раза ниже суммы подоходных налогов с населения, а сумма последних, как правило, не превосходит суммы косвенных налогов. Отчисления на социальное страхование в сумме также превышают сумму налогов на прибыль предприятий (в 1-4 раза). Они выплачиваются как предприятиями, так и самими работниками. В целом объем налогов с физических лиц выше, чем с юридических.

Согласно теории экономики предложения (А. Лаффер), объем налоговых поступлений зависит от общего уровня налоговой ставки (отношения налогов к добавленной стоимости). При ее повышении, начиная с нуля и до 100 %, объем налоговых поступлений вначале растет, достигает максимально возможной величины, а затем при дальнейшем увеличении налоговой ставки он падает до нуля. Иначе говоря, при стопроцентном (или близком к нему) изъятии добавленной стоимости у предприятий полностью исчезают всякие мотивы хозяйственной деятельности. Оптимальной ставкой налогов в соответствии с этой концепцией является та, при которой достигается максимум налоговых сборов. Она составляет 30-40 % добавленной стоимости. При увеличении уровня налогообложения выше этой ставки происходит уменьшение деловой активности и сокращение суммы налоговых поступлений. Данная концепция в настоящее время взята на вооружение во многих капиталистических странах.

Основные направления государственных расходов - финансирование оборонных программ, социальных (социальные выплаты, образование, здравоохранение), научно-исследовательских и природоохранных, дотации сельскому хозяйству и другим отраслям, содержание государственного аппарата.