logo search
Экономические субъекты постсоветской России (Ну

Распределение ресурсов и расходов по 10-процентным (децильным) группам населения в III квартале 1999 г.

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

Пятая

Шестая

Седьмая

Восьмая

Девятая

Десятая

Располагаемые ресурсы

из них:

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Валовой доход

в том числе

97,2

97,9

97,7

97,4

97,5

96,5

98,0

96,6

96,1

94,4

денежный доход

80,7

82,1

82,2

82,5

83,8

84,4

87,0

873

87,8

874

стоимость натуральных поступлений продуктов питания

14,5

14,0

13,7

12,9

11,9

10,6

9,7

8,3

7,2

5,8

стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот

2,0

1,8

1,8

2,0

1,8

1,5

1,3

1,0

1,1

1,2

Сумма привлеченных средств и израсходованных сбережений

2,8

2,1

2,3

2,6

2,5

3,5

2,0

3,4

3,9

5,6

Расходы на конечное потребление

из них:

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Стоимость питания

68,1

68,5

67,7

66,5

66,6

61,6

59,7

58,4

54,4

46,7

Питание вне дома

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

1,7

1,2

1,3

1,7

1,7

Стоимость натуральных поступлений продуктов питания

в том числе:

16,1

15,5

15,2

14,4

13,2

12,0

11,3

9,7

8,5

7,3

поступлений из личного подсобного хозяйства

11,7

11,9

11,7

11,1

10,4

9,5

9,0

7,6

6,7

5,6

полученных подарков и других поступлений

4,4

3,6

3,5

3,3

2,8

2,5

2,3

2,1

1,8

1,7

Расходы на покупку непродовольственных товаров

17,1

17,9

18,5

19,7

19,8

23,2

26,8

25,9

27,9

37,4

Расходы на покупку алкогольных напитков

0,6

0,8

1,0

1,2

1,5

1,7

1,9

1,6

1,8

2,4

Расходы на оплату услуг

в том числе на:

12,0

10,8

10,8

10,4

10,1

11,8

10,1

12,8

14,7

12,1

Жилищно-коммунальные услуги

6,9

5,8

5,5

5,0

4,4

4,0

3,7

3,1

4,5

2,7

Бытовые услуги

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

2,1

1,3

1,5

1,6

2,1

Услуги учреждений культуры

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,3

0,2

Услуги в системе образования

0,3

0,4

0,5

06

0,6

1,2

1,0

3,90

3,6

1,2

Медицинские услуги

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,5

0,4

0,4

0,5

0,7

Санаторно-оздоровительные услуги

0,0

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,3

0,4

0,3

1,1

Услуги пассажирского транспорта

2,8

2,5

2,6

2,5

2,5

2,4

2,2

2,3

2,8

2,9

Услуги связи

1,0

1,0

0,9

0,9

1,0

1,0

0,9

0,9

0,9

1,0

Стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот

2,2

2,0

2,0

2,2

2,0

1,7

1,5

1,3

1,2

1,4

Источник: Статистический бюллетень. № 1 (64) январь 2000 г. М.: Госкомстат, 2000. С. 26.

Т. Заславская и Р. Громова делают вывод, что основные факторы формирования среднего класса включают в себя определенные социальные качества (образование, квалификацию и деятельностный потенциал, уровень благосостояния, ценностных ориентаций, потребностей, жизненных позиций, мотивов, норм и способов поведения и т.д.) и институциональные – экономические, политические и социальные условия их жизнедеятельности132. Рассмотрим наиболее общие характеристики социальных качеств, определяющих ресурсы среднего класса.

Чаще всего исследователи выделяют три измерения, характеризующих позиции среднего класса: доход, образование и самоидентификацию. Однако соотношение этих характеристик носит весьма противоречивый характер. Данные табл. 6.1 демонстрируют определенное расхождение в самооценках своего статуса и уровне доходов многих «средних» по положению в обществе групп.

Доход — наиболее трудноуловимая и зыбкая характеристика. В 1999 году отношение среднемесячной заработной платы и выплат социального характера к величине прожиточного минимума трудоспособного населения было самым низким за предыдущие годы и составило 162 %, а среднемесячная зарплата составляла 64 доллара США (ниже по этому показателю зарплата была только в 1992 и 1993 гг.). По прогнозам Госкомстата, доходы населения в ближайшее время останутся низкими даже на фоне определенного экономического роста. В то же время нужно принимать во внимание, что официальной статистикой не учитываются многие виды дополнительной, «теневой» занятости, приносящей порой основной доход. Кроме того, доходы населения неустойчивы.

Обостряется проблема неравенства во владении материальными ресурсами. В первой децильной группе населения сосредоточены 26 % среднедушевых располагаемых ресурсов, в то время как в последней их 2,7 %. Формируются различные типы поведения домохозяйств в области доходов и расходов, что можно увидеть в табл. 6.2. Анализ статистических данных по домохозяйствам показывает, что структура доходов и потребления имеет выраженную специфику в последней децильной (по уровню располагаемых ресурсов) группе. Прослеживаются объединяющие признаки для нижерасположенных 7-9 групп, что может служить косвенным свидетельством формирования характеристик среднего класса.

Образование — более стабильный и хорошо измеряемый ресурс среднего класса. Около трети работающих имеют высшее образование, и их доля в структуре занятого населения растет (см. табл. 6.3). В то же время одной из проблем становится невостребованность и несоответствие полученного раньше образования ситуации на рынке труда, нерациональность его использования в этой ситуации (например, уход специалистов в мелкую коммерческую деятельность), а также платный характер и сокращение реальных возможностей переучивания и переквалификации.

Таблица 6.3