16 Монополия
Цель лекции: иметь представления о признаках рынка монополии; барьерах, мешающих вступлению новых фирм на данный тип рыночной структуры; способах максимизации прибыли монополистов.
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.
В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цен из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой оп продажи возможного количества товара по данной цене.
Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж является нарушением свободной конкуренции и утверждением особой власти на рынке. Рыночная власть означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.
Основные черты монополии:
Единственный продавец (монополист);
Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену;
Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;
Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.
Особое место занимает феномен естественной монополии. К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы. Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под их контролем. Существование естественных монополий объясняется эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Искусственные барьеры для предотвращения проникновения на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме лицензий, авторского права, товарных знаков или патентной защиты.
Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке.
Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора.
Товарные знаки – это специальные символы, позволяющие узнать товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать или применять похожие, путающие потребителя.
Патент – свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом; если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами.
Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию.
Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией, черты которой переносятся на покупателя. Чистая монопсония не менее уникальное явление, чем монополия.
- Экономика Учебное пособие
- Содержание
- 1 Предмет и метод экономики
- Контрольные вопросы:
- 2 Механизм современной экономики
- Контрольные вопросы:
- 3 Место и роль человека в экономике
- Контрольные вопросы:
- Контрольные вопросы:
- Контрольные вопросы:
- 6 Рыночное равновесие. Становление равновесия. Паутинообразная модель
- Контрольные вопросы:
- 7 Количественная теория полезности. Общая и предельная полезность
- Контрольные вопросы:
- 8 Ординалистская теория полезности. Аксиомы полезности
- Контрольные вопросы:
- 9 Кривые безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя
- Контрольные вопросы:
- 10 Производственная функция
- Контрольные вопросы:
- 11 Издержки производства
- Контрольные вопросы:
- 12 Эффект масштаба
- Контрольные вопросы:
- 13 Рынок совершенной конкуренции
- Контрольные вопросы:
- 14 Монополистическая конкуренция
- Контрольные вопросы:
- 15 Олигополия
- Контрольные вопросы:
- 16 Монополия
- Контрольные вопросы:
- 17 Рынок труда
- Контрольные вопросы:
- 18 Рынок капитала
- Контрольные вопросы:
- 19 Рынок земли
- Контрольные вопросы:
- 20 Несовершенства рынка
- Контрольные вопросы:
- 21 Сущность макроэкономики
- Контрольные вопросы:
- 22 Совокупный спрос
- Контрольные вопросы:
- 23 Совокупное предложение
- Контрольные вопросы:
- 24 Доход, потребление, сбережение, инвестиции
- Контрольные вопросы:
- 25 Природа и функции денег. Равновесие на денежном рынке
- Контрольные вопросы:
- 26 Кредит и кредитная система
- Контрольные вопросы:
- 27 Налоги и налоговая система
- Контрольные вопросы:
- 28 Государственный бюджет. Бюджетная система государства
- Контрольные вопросы:
- 29 Рынок ценных бумаг
- Контрольные вопросы:
- 30 Инфляция. Сущность, виды
- Контрольные вопросы:
- 31 Инфляция и безработица. Антиинфляционная политика
- Контрольные вопросы:
- 32 Социальная политика государства
- Контрольные вопросы:
- 33 Экономический рост. Сущность и факторы
- Контрольные вопросы:
- 34 Понятие и сущность мирового хозяйства
- Контрольные вопросы:
- 35 Торговый и платежный баланс государства
- Контрольные вопросы:
- 36 Валютная система. Валютный курс. Конвертируемость валют
- Контрольные вопросы:
- 37 Теневая экономика в современной России
- Контрольные вопросы:
- 38 Формирование открытой экономики в Российской Федерации
- Контрольные вопросы: