5. Рентабельность предприятия.
Показателем эффективности работы предприятия, кроме абсолютного размера прибыли, выступает рентабельность.
Рентабельность является одной из базовых экономических категорий.
Под рентабельностью понимается отношение, в числителе которого всегда фигурирует прибыль.
Основные показатели рентабельности:
рентабельность продукции (издержек) (Р пр.) – отношение прибыли от реализации продукции (П р.) к полной себестоимости реализованной продукции (С р.п.):
Р пр. = П р. / С р.п. * 100 %
Этот показатель характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности.
рентабельность продаж (ROS) – определяется как отношение прибыли от реализации (П р.) к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукции (В р.п.):
ROS = П р. / В р. * 100 %
Этот показатель характеризует доходность основной деятельности предприятия.
рентабельность активов (ROA) – определяется как отношение прибыли (балансовой или чистой П б. или П ч.) к средней величине активов за определенный период (А ср.):
ROA = П б. (или П ч.) / А ср. * 100 %
Этот показатель служит для определения эффективности использования капиталов, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала.
рентабельность текущих активов (Р т.а.) – отношение чистой прибыли предприятия (П ч.) к средней величине текущих активов (оборотных средств) предприятия (А т.ср.);
Р т.а. = П ч. / А т.ср. * 100 %
Этот показатель характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля, вложенного в текущие активы.
рентабельность собственного акционерного капитала (ROE) – отношение чистой прибыли (П ч.) к средней величине собственного капитала предприятия (К с.) за определенный период:
ROE = П ч. / К с. * 100 %
Этот показатель характеризует эффективность использования собственных редств акционеров, т.е. величину прибыли, полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше дивиденды.
Показатели рентабельности активно участвуют в процессах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, финансовом планировании, выработке управленческих решений.
- Тема 1. Организация финансов предприятия.
- 2. Особенности финансовых отношений коммерческих предприятий.
- Организационно-правовые формы предприятий определяют особенности их финансовой деятельности.
- Общества с ограниченной ответственностью (их деятельность регулируется фз от 08.02.98 г. № 14-фз «Об обществах с ограниченной ответственностью».
- Взаимоотношения предприятий с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
- Пенсионный фонд – 20 %
- 4. Взаимоотношения предприятий с коммерческими банками.
- Различают: краткосрочный (до года), среднесрочный (от года до трех лет) и долгосрочный кредит (от трех до пяти лет).
- 5. Содержание, виды и методы финансового планирования на предприятии.
- Тема 2 «Основной капитал предприятия»
- 1. Понятие и структура основного капитала предприятия.
- 4. Воспроизводство оф. Источники финансирования капитальных вложений в оф.
- Показатели объёма, структуры и динамики оф.
- Показатели эффективности использования оф:
- Тема 3 « Оборотный капитал предприятия»
- Состав оборотных средств:
- 2. Фонды обращения (сфера обращения):
- 3. Метод прямого счета
- 4. Источники формирования оборотного капитала.
- Тема 4 «Затраты предприятия. Выручка от реализации продукции»
- 1. Классификация затрат предприятия
- 2. По способу отнесения затрат на единицу выпускаемой продукции выделяют:
- 2.Планирование затрат на производство и реализацию продукции.
- 3. Выручка от реализации продукции, ее планирование
- Методы отражения выручки от реализации продукции
- Тема 5 « Прибыль предприятия. Планирование и использование прибыли»
- 1. Сущность и функции прибыли
- 2. Показатели прибыли. Формирование чистой прибыли предприятия.
- 3. Планирование прибыли, факторы роста прибыли.
- 1. Метод прямого счета
- 5. Рентабельность предприятия.
- Тема 6 «Ценообразование и ценовая политика»
- 1. Понятие ценовой политики, этапы ценообразования
- 3. Выбор методики ценообразования и установление окончательной цены.
- 4.Необходимая информация после установления цен.
- 2. Система цен, действующих в рф.
- Тема 8 «Бизнес – план предприятия»