logo
Фин

1. Понятие ценовой политики, этапы ценообразования

Каждому коммерческому предприятию постоянно приходится заниматься формированием цены на производимый товар. От установленной цены во многом зависит конечный финансовый результат работы предприятия.

Под ценовой политикой понимаются общие принципы, которых собирается придерживаться предприятие в сфере установления цен на свои товары и услуги.

Перед началом процесса формирования цены на товар, предприятие должно провести определенную работу:

Процесс ценообразования является сложным и включает несколько этапов.

  1. Выбор цели.

Выделяют три главные цели, одну из которых предприятие должно для себя выбрать при проведении ценовой политики

  1. обеспечение сбыта

  2. максимизация прибыли

  3. удержание рынка

Первая цель – обеспечение сбыта – обычно выбирается предприятиями в следующих случаях:

- на рынке много производителей с аналогичными товарами, то есть конкуренция

- ценовой спрос потребителей эластичен

- предприятие хочет добиться максимального объема сбыта и увеличения общей прибыли путем снижения затрат на единицу товара

- существует большой рынок потребления.

Для достижения данной цели используются заниженные цены или цены проникновения.

Вторая цель – максимизация прибыли – выбирается в следующих случаях:

- предприятие стремится к достижению стабильного высокого уровня прибыли на несколько лет

- установление стабильного дохода на основе средней нормы прибыли

- увеличение цен в связи с ростом капиталовложений

Третья цель – удержание рынка – предприятие выбирает тогда, когда хочет сохранить свое, уже сложившееся, положение на рынке. В данном случае, предприятие тщательно следит за ситуацией на рынке, динамикой цен, не допускает чрезмерного завышения или занижения цен, стремиться снижать издержки производства и обращения.

  1. Определение спроса, анализ издержек, анализ цен конкурентов.

Определяя спрос на свой товар, предприятие должно провести его оценку с учетом разных цен. На величину спроса влияет потребность в товаре, отсутствие замены, платежеспособность покупателей, покупательские привычки и т.п.

Верхний предел цены на товар определяется спросом на него, нижний – минимальными затратами, т.е. суммой постоянных и переменных расходов.

Предприятию необходимо постоянно проводить анализ цен конкурентов, знать отличительные черты их товаров, качество товаров.

Всю эту информацию необходимо использовать при установлении цен на свою продукцию.