5. Содержание, виды и методы финансового планирования на предприятии.
В настоящее время предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять не только свое текущее финансовое положение и на ближайшую перспективу:
во-первых, для того, чтобы преуспеть в своей хозяйственной деятельности;
во-вторых, что бы своевременно выполнять свои обязательства (перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками партнерами).
Для этого предприятию целесообразно на перспективу рассчитать предполагаемые доходы и расходы, прибыль, учесть последствия инфляции, изменения рынка и т.д. – чему и способствует финансовое планирование.
В ходе финансового планирования предприятие всесторонне оценивает свое финансовое состояние, определяет возможность увеличения финансовых ресурсов, выявляет наиболее эффективные направления их использования.
Основные задачи финансового планирования:
обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличение прибыли;
определение путей эффективного вложения капитала и оценка рациональности его использования
контроль за финансовым состоянием предприятия, его платежеспособностью и кредитоспособностью и т.д.
В зависимости от содержания, целей и задач финансовое планирование подразделяют на перспективное, текущее и оперативное.
1. Перспективное – охватывает период времени от 1-3 лет и включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности, определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы развития, является главной формой реализации целей предприятия.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных документов: прогноза отчета о прибылях и убытках, прогноза движения денежных средств, прогноза бухгалтерского баланса.
2.Текущее - является составной частью перспективного финансового плана, конкретизирует его по отдельным аспектам деятельности. Текущие планы определяют показатели деятельности на один год, обеспечивая увязку доходных и расходных статей планируемого года. Заключается в разработке таких документов, как план прибыли и убытков, план движения денежных средств, план бухгалтерского баланса, которые позволяют предприятию определить все источники финансирования его развития, сформировать структуру доходов и затрат, обеспечить платежеспособность.
3.Оперативное– необходимо в целях контроля за фактическим поступлением денежных средств на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов, отражает оперативный денежный оборот по конкретным датам, что позволяет управлять денежными потоками. Включает в себя составление и исполнение платежного (финансового) календаря, кассового плана и кредитного плана.
В практике финансового планирования применяются определенные методы – это конкретные способы и приемы плановых расчетов.
К ним относятся:
- нормативный метод – заключается в том, что на основе заранее установленных норм рассчитывается потребность предприятия в финансовых ресурсах и их источниках (ставки налогов, тарифов, нормы амортизационных отчислений и т.д.)
-расчетно-аналитический метод (метод экономического анализа) – заключается в использовании анализа динамики изменения показателей за ряд лет, и индексов их изменений в плановом периоде.
- балансовый метод – состоит в увязке планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода путем построения балансовых соотношений.
- метод оптимизации плановых решений - заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применятся разные критерии выбора: минимум затрат, максимум прибыли, минимум текущих затрат и т.д.
- экономико-математическое моделирование – этот метод позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, которые их определяют. Экономико-математическая модель – это точное математическое описание экономического процесса, т.е. факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов.
Процесс финансового планирования включает несколько этапов:
Первый этап разработки финансового плана – осуществление анализа финансовых показателей из отчетов предприятия за предыдущий период
Второй этап – составление основных прогнозных документов
Третий этап – уточнение и конкретизация показателей прогнозных документов с помощью составления текущих финансовых планов.
Четвертый этап – осуществление оперативного финансового планирования. Составление отчетов об исполнении финансовых планов, которые являются основой для финансового анализа и разработки планов на предстоящий период.
Основные понятия, связанные с финансовым планированием:
Финансовый план– обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. В России составляется в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год).
Бюджет – оперативный финансовый план, составленный в рамках одного года, отражающий расходы и поступление средств. В практике используются два вида бюджета - текущий (оперативный) и капитальный.
Бюджетирование – процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (пример – платежный баланс на предстоящий месяц)
- Тема 1. Организация финансов предприятия.
- 2. Особенности финансовых отношений коммерческих предприятий.
- Организационно-правовые формы предприятий определяют особенности их финансовой деятельности.
- Общества с ограниченной ответственностью (их деятельность регулируется фз от 08.02.98 г. № 14-фз «Об обществах с ограниченной ответственностью».
- Взаимоотношения предприятий с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
- Пенсионный фонд – 20 %
- 4. Взаимоотношения предприятий с коммерческими банками.
- Различают: краткосрочный (до года), среднесрочный (от года до трех лет) и долгосрочный кредит (от трех до пяти лет).
- 5. Содержание, виды и методы финансового планирования на предприятии.
- Тема 2 «Основной капитал предприятия»
- 1. Понятие и структура основного капитала предприятия.
- 4. Воспроизводство оф. Источники финансирования капитальных вложений в оф.
- Показатели объёма, структуры и динамики оф.
- Показатели эффективности использования оф:
- Тема 3 « Оборотный капитал предприятия»
- Состав оборотных средств:
- 2. Фонды обращения (сфера обращения):
- 3. Метод прямого счета
- 4. Источники формирования оборотного капитала.
- Тема 4 «Затраты предприятия. Выручка от реализации продукции»
- 1. Классификация затрат предприятия
- 2. По способу отнесения затрат на единицу выпускаемой продукции выделяют:
- 2.Планирование затрат на производство и реализацию продукции.
- 3. Выручка от реализации продукции, ее планирование
- Методы отражения выручки от реализации продукции
- Тема 5 « Прибыль предприятия. Планирование и использование прибыли»
- 1. Сущность и функции прибыли
- 2. Показатели прибыли. Формирование чистой прибыли предприятия.
- 3. Планирование прибыли, факторы роста прибыли.
- 1. Метод прямого счета
- 5. Рентабельность предприятия.
- Тема 6 «Ценообразование и ценовая политика»
- 1. Понятие ценовой политики, этапы ценообразования
- 3. Выбор методики ценообразования и установление окончательной цены.
- 4.Необходимая информация после установления цен.
- 2. Система цен, действующих в рф.
- Тема 8 «Бизнес – план предприятия»