logo
Фин

Тема 8 «Бизнес – план предприятия»

  1. Сущность бизнес-плана, основные цели его разработки

В основе любого грамотно организованного коммерческого мероприятия лежит планирование деятельности. Основным выражением данного процесса является составление бизнес-плана.

Бизнес-план – это комплексный документ, который содержит все основные этапы планирования деятельности предприятия.

В бизнес-плане определяются:

  1. цели, которые собирается достичь предприятие, в результате данной деятельности

  2. пути достижения целей

Основными целями разработки бизнес-плана могут являться:

Бизнес-план – основа внутрифирменного планирования.

Для предприятия составление бизнес-плана является опытом стратегического планирования, охватывающего 3-5 лет предстоящей деятельности.

Качественно составленный и обоснованный бизнес-план дает необходимую информацию для анализа и оценки того или иного вида деятельности с точки зрения его разумности, реалистичности, перспективности и результативности.

  1. Структура бизнес-плана

Бизнес-план – объемный документ, разносторонне отражающий стратегию развития предприятия, его разделы взаимосвязаны между собой и являются базовыми для финансовых проектировок.

Структура бизнес-плана зависит от многих показателей:

-цели разработки бизнес-плана

- сферы деятельности, к которой относится предприятие (производственная сфера или сфера услуг)

- вида выпускаемых товаров или оказываемых услуг (для непосредственного потребления или для производителей)

- размеров предполагаемого рынка сбыта

- наличие конкурентов

- перспективы роста создаваемого предприятия и т.д.

Кратко рассмотрим структуру бизнес-плана, когда стоит цель - создать новое предприятие.

Структура бизнес-плана:

  1. Описание бизнеса.

Содержит:

    1. резюме проекта, в нем излагаются основные положения проекта (чем будет заниматься предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на его продукцию, почему предприятие добьется успеха). Резюме – это реклама проекта, оно должно содержать доказательства его выгодности;

    2. анализ положения дел в отрасли: предполагает информацию о текущей ситуации в отрасли и тенденциях ее развития, анализ конкурентов, определение потенциальных потребителей, анализ поставщиков.

    3. план маркетинга, включает в себя:

постановку маркетинговых целей- что продавать и на каком рынке: четыре варианта постановки маркетинговых целей:

-существующие продукты для существующих рынков

-новые продукты для существующих рынков

-существующие продукты для новых рынков

-новые продукты для новых рынков

товарную стратегию:

ценообразование и ценовую стратегию:

решения в области сбыта:

решения в областипродвижения товара:

    1. производственный план, включает в себя - описание производственного процесса, производственных помещений, станков и оборудования, поставщиков сырья.

  1. Финансовая информация

Содержит:

    1. Финансовый план– основная составляющая бизнес-плана, включает составление

Прогноз финансовых результатов– представление перспектив деятельности предприятия с точки зрения прибыльности, в основе которого лежит:

Прогноз баланса предприятия (балансовый план)

Прогноз движения денежных средств(план денежных поступлений и выплат, который отражает предполагаемые поступления денег из всех источников и все предполагаемые выплаты (для первого года с разбивкой по месяцам)

Расчет точки безубыточности

Расчет срока окупаемости проекта

    1. Оценка риска– т.е. вероятность возникновения убытков или недополучения доходов в ходе реализации планов.

Выделяют следующие виды рисков:

Производственный – связан с производством товаров и осуществлением услуг (причины – неблагоприятные изменения ключевых факторов, определяющих объем выпуска, затраты, выручку)

Коммерческий– возникает в процессе реализации товаров и услуг (причины – снижение объемов реализации вследствие изменения конъюнктуры рынка)

Финансовый– возникает в сфере отношений предприятий с банками (способность предприятия своевременно выполнять обязательства перед кредиторами)

Инвестиционный – связан с некачественной проработкой технико-экономического обоснования инвестиционных проектов

Внутрифирменный– риск неэффективной деятельности предприятия, связанный с его внутренними характеристиками (недовольство работников условиями труда, оплатой труда, утечка информации, ошибки в управлении и т.д.)

Социально-экономический– связан с общей экономической ситуацией в стране (рост инфляции, несовершенство законодательства, снижение покупательной способности населения и т.д.)

При разработке бизнес-плана необходимо осуществить анализ рисков.

  1. Сопроводительные документы:

Содержат:

Организационный план

Юридический план

Учредительные документы

Копии контрактов, лицензий и т.д.