25. Ценообразование и равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции.
Неценовая конкуренция
Монополистическая конкуренция — распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительная (рис. 12.5).
Рис. 12.5. Усиление рыночной власти
Отметим основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:
• на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;
• эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
• вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов Эффект масштаба также не требует развития крупного производства.
Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.
Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм. Сравним для примера рынок стальных труб и рынок стиральных порошков. Первый является примером олигополии, второй — монополистической конкуренции.
Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции? В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.
На рис. 12.6 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных и средних переменных и валовых издержек двух фирм, одна из которых максимизирует прибыль (рис. 12.6,а), другая — минимизирует убытки (рис. 12.6,б).
Рис. 12.6. Цена и объем производства фирмы в условиях монополистический конкуренции, максимизирующие прибыль (а) и минимизирующие убытки (б):D — спрос: MR— предельный доход; МС — предельные издержки: AVC — средние переменные издержки; АТС — средние валовые издержки
Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки — при цене Р1 и выпуске Q1.
В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).
Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые — для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести.
Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.
- Предмет, методы и функции экономики.
- Функции экономической теории.
- Методы экономического исследования.
- Воспроизводство экономических благ. Потребности, блага, ресурсы.
- Факторы производства.
- Свойства (особенности) ресурсов.
- Классификация благ.
- Типы экономических систем: командно-административная, рыночная, смешанная. Их основные черты, условия функционирования.
- 5. Основные этапы и направления развития экономики как науки.
- Рынок: понятие, условия возникновения и развития, виды, функции, достоинства и недостатки.
- Причины возникновения товарного производства и рыночной системы хозяйства:
- 7. Закон спроса, кривая спроса. Неценовые факторы спроса и отражения их влияния на графике.
- 8. Закон предложения, кривая предложения. Неценовые факторы предложения и отражение их влияния на графике.
- 9. Равновесие на конкурентном рынке по Маршалу и по Вальрасу. Общественная выгода. Области экономической активности.
- 10. Эластичность спроса по цене и по доходу. Факторы, влияющие на эластичность спроса.
- 11. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения.
- 12. Государственное воздействие на рыночное ценообразование (налоги, контроль над ценами, дотации) и его последствия.
- 13. Общая и предельная полезность блага. Потребительский выбор, максимизация полезности и равновесие потребителя.
- 14. Кривые безразличия и бюджетная линия. Равновесие потребителя (оптимум потребителя).
- 15. Фирма, предприятие: признаки, функции, цели. Основные фонды и оборотные средства предприятия.
- 16. Амортизация и износ. Значение амортизации в воспроизводственных процессах.
- 17. Производство экономических благ. Производственная функция с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт.
- 18. Призводственная функция с двумя переменными факторами. Изокванта и её свойства. Изокоста. Равновесие производителя.
- 19. Экономические и бухгалтерские издержки производства. Постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки производства в краткосрочном периоде.
- 20. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба и факторы, его определяющие.
- 21. Доход фирмы: совокупный, средний, предельный. Прибыль. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
- 22 . Ценообразование и равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции
- Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции
- 23. Ценообразование в условиях монополии и равновесие фирмы — монополиста. Ценовая дискриминация.
- 24. Ценообразование в условиях олигополии и модели поведения фирм — олигополистов. Равновесие фирмы.
- 25. Ценообразование и равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции.
- 26. Спрос на ресурсы на рынках факторов производства: характер, факторы, основополагающие принципы.
- 27. Равновесие на рынке труда в условиях совершенной конкуренции, монопсонии, монополии.
- 28. Рынок капитала: понятие, спрос и предложение, номинальная и реальная ставка процента, равновесие. Дисконтирование капитала.
- Рынок земли и его особенности. Земельная рента. Цена земли.
- 31. Национальная экономика и национальное богатсво. Основные макроэкономические показатели (ввп, внп, чнп, нд, лд, рлд) и методы их расчёта.
- 32. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен: понятие, виды, назначение.
- 33. Совокупный спрос (ad) и факторы, его определяющие. Характер кривой совокупного спроса.
- 34. Совокупное предложение (as) и факторы, его определяющие. Три участка совокупного предложения.
- 35. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в модели ad-as и его нарушение.
- 36. Экономический цикл и динамика макроэкономических показателей на его стадиях .
- 37. Безработица: понятие, виды, причины. Фактический и естественный уровни безработицы.
- 38. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование безработицы.
- 2.По Уровеню и темпу роста в % (в год):
- 3. По факторам:
- 4. По согласованности :
- 5. По времени ожидания
- 40. Последствия Инфляции, взаимосвязь с Безработицей. Антиинфляц политика го-ва(Кейнс и монетаристы)
- 41.Потребление и сбережения: понятие, взаимосвязь, функции факторы. Склонность к Потреблениям и Сбережениям.
- 42.Инвестиции:понятие, виды и факторы их динамики, роль в Экономике.
- 43. Влияние Инвестиций на объем национального производства. Мультипликатор инвестиций.
- 44. Макроэкономическое равновесие: модель совокупные расходы-внп (Крест Кейнса). Рецессионный и инфляционный разрывы.
- 45. Государственный бюджет: понятие, методы формирования, функции, доходы и расходы.
- 46. Налоги и их функции: Виды налогов. Принципы и методы налогообложения. Кривая Лаффера.
- 47. Бюджетный дефицит: сущность, причины образования, виды и способы его финансирования.
- 48. Государственный долг: виды, последствия накопления и методы регулирования.
- 49. Деньги, их функции, ликвидность, денежная масса, денежные агрегаты.
- 50. Спрос на деньги на денежном рынке. Классическая и кейнсианская теории спроса. Функция спроса.
- 51. Предложение денег и факторы, его определяющие. Денежный мультипликатор.
- 52.Равновесие на денежном рынке и его изменение.
- 53.Кредит: сущность, функции, источники, основные формы и виды.
- 54.Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства: понятие, цели. Инструменты, механизм действия и виды. Мультипликотор госрасходов, мультипликатор налогов, м-р сбалансированного бюджета.
- 55.Центральный банк, его функции и роль в кредитно-банковской системе страны.
- 56.Коммерческие банки, их функции, основные (активные и пассивные) операции.
- 57. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства: понятие, цели, методы и инструменты, механизм действия, виды.
- Внешнеторговая политика государства: типы, цели, средства регулирования (тарифные и нетарифные ограничения). Платежный баланс.
- Сущность, цели и закономерности переходного периода в экономике. Концепции переходной экономики (градуализм, «шоковая терапия»).