Тема 8 «Бизнес – план предприятия»
Сущность бизнес-плана, основные цели его разработки
В основе любого грамотно организованного коммерческого мероприятия лежит планирование деятельности. Основным выражением данного процесса является составление бизнес-плана.
Бизнес-план – это комплексный документ, который содержит все основные этапы планирования деятельности предприятия.
В бизнес-плане определяются:
цели, которые собирается достичь предприятие, в результате данной деятельности
пути достижения целей
Основными целями разработки бизнес-плана могут являться:
разработка проектов создания новых фирм
обоснование конкретного инвестиционного проекта
подготовка инвестиционных заявок на получение кредитов в коммерческих банках
организация выпуска новой продукции
определение перспектив развития фирмы
финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса
привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия и т.д.
Бизнес-план – основа внутрифирменного планирования.
Для предприятия составление бизнес-плана является опытом стратегического планирования, охватывающего 3-5 лет предстоящей деятельности.
Качественно составленный и обоснованный бизнес-план дает необходимую информацию для анализа и оценки того или иного вида деятельности с точки зрения его разумности, реалистичности, перспективности и результативности.
Структура бизнес-плана
Бизнес-план – объемный документ, разносторонне отражающий стратегию развития предприятия, его разделы взаимосвязаны между собой и являются базовыми для финансовых проектировок.
Структура бизнес-плана зависит от многих показателей:
-цели разработки бизнес-плана
- сферы деятельности, к которой относится предприятие (производственная сфера или сфера услуг)
- вида выпускаемых товаров или оказываемых услуг (для непосредственного потребления или для производителей)
- размеров предполагаемого рынка сбыта
- наличие конкурентов
- перспективы роста создаваемого предприятия и т.д.
Кратко рассмотрим структуру бизнес-плана, когда стоит цель - создать новое предприятие.
Структура бизнес-плана:
Описание бизнеса.
Содержит:
резюме проекта, в нем излагаются основные положения проекта (чем будет заниматься предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на его продукцию, почему предприятие добьется успеха). Резюме – это реклама проекта, оно должно содержать доказательства его выгодности;
анализ положения дел в отрасли: предполагает информацию о текущей ситуации в отрасли и тенденциях ее развития, анализ конкурентов, определение потенциальных потребителей, анализ поставщиков.
план маркетинга, включает в себя:
постановку маркетинговых целей- что продавать и на каком рынке: четыре варианта постановки маркетинговых целей:
-существующие продукты для существующих рынков
-новые продукты для существующих рынков
-существующие продукты для новых рынков
-новые продукты для новых рынков
товарную стратегию:
четкое позиционирование товара на рынке
разработка товара (в том числе товарного знака, упаковки)
расширение номенклатуры существующих товаров, снятие с производства старых товаров
разработка товарного ассортимента;
ценообразование и ценовую стратегию:
установление цены на товар в соответствии с позицией на рынке
разработка ценовых стратегий («снятия сливок» или прочное внедрение на рынок);
решения в области сбыта:
выбор канала, с помощью которого товар доводится до потребителя
определение уровня послепродажного обслуживания потребителей;
решения в областипродвижения товара:
формирование рекламной компании
разработка мероприятий по стимулированию сбыта
организация персональных продаж
создание благоприятного общественного мнения.
производственный план, включает в себя - описание производственного процесса, производственных помещений, станков и оборудования, поставщиков сырья.
Финансовая информация
Содержит:
Финансовый план– основная составляющая бизнес-плана, включает составление
Прогноз финансовых результатов– представление перспектив деятельности предприятия с точки зрения прибыльности, в основе которого лежит:
план получения денежной выручки (планирование объема продаж в натуральном и стоимостном выражении)
план по расходам
расчет финансового результата
расчет покрытия затрат и показателей рентабельности
расчет стартового капитала
Прогноз баланса предприятия (балансовый план)
Прогноз движения денежных средств(план денежных поступлений и выплат, который отражает предполагаемые поступления денег из всех источников и все предполагаемые выплаты (для первого года с разбивкой по месяцам)
Расчет точки безубыточности
Расчет срока окупаемости проекта
Оценка риска– т.е. вероятность возникновения убытков или недополучения доходов в ходе реализации планов.
Выделяют следующие виды рисков:
Производственный – связан с производством товаров и осуществлением услуг (причины – неблагоприятные изменения ключевых факторов, определяющих объем выпуска, затраты, выручку)
Коммерческий– возникает в процессе реализации товаров и услуг (причины – снижение объемов реализации вследствие изменения конъюнктуры рынка)
Финансовый– возникает в сфере отношений предприятий с банками (способность предприятия своевременно выполнять обязательства перед кредиторами)
Инвестиционный – связан с некачественной проработкой технико-экономического обоснования инвестиционных проектов
Внутрифирменный– риск неэффективной деятельности предприятия, связанный с его внутренними характеристиками (недовольство работников условиями труда, оплатой труда, утечка информации, ошибки в управлении и т.д.)
Социально-экономический– связан с общей экономической ситуацией в стране (рост инфляции, несовершенство законодательства, снижение покупательной способности населения и т.д.)
При разработке бизнес-плана необходимо осуществить анализ рисков.
Сопроводительные документы:
Содержат:
Организационный план
Юридический план
Учредительные документы
Копии контрактов, лицензий и т.д.
- Тема 1. Организация финансов предприятия.
- 2. Особенности финансовых отношений коммерческих предприятий.
- Организационно-правовые формы предприятий определяют особенности их финансовой деятельности.
- Общества с ограниченной ответственностью (их деятельность регулируется фз от 08.02.98 г. № 14-фз «Об обществах с ограниченной ответственностью».
- Взаимоотношения предприятий с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
- Пенсионный фонд – 20 %
- 4. Взаимоотношения предприятий с коммерческими банками.
- Различают: краткосрочный (до года), среднесрочный (от года до трех лет) и долгосрочный кредит (от трех до пяти лет).
- 5. Содержание, виды и методы финансового планирования на предприятии.
- Тема 2 «Основной капитал предприятия»
- 1. Понятие и структура основного капитала предприятия.
- 4. Воспроизводство оф. Источники финансирования капитальных вложений в оф.
- Показатели объёма, структуры и динамики оф.
- Показатели эффективности использования оф:
- Тема 3 « Оборотный капитал предприятия»
- Состав оборотных средств:
- 2. Фонды обращения (сфера обращения):
- 3. Метод прямого счета
- 4. Источники формирования оборотного капитала.
- Тема 4 «Затраты предприятия. Выручка от реализации продукции»
- 1. Классификация затрат предприятия
- 2. По способу отнесения затрат на единицу выпускаемой продукции выделяют:
- 2.Планирование затрат на производство и реализацию продукции.
- 3. Выручка от реализации продукции, ее планирование
- Методы отражения выручки от реализации продукции
- Тема 5 « Прибыль предприятия. Планирование и использование прибыли»
- 1. Сущность и функции прибыли
- 2. Показатели прибыли. Формирование чистой прибыли предприятия.
- 3. Планирование прибыли, факторы роста прибыли.
- 1. Метод прямого счета
- 5. Рентабельность предприятия.
- Тема 6 «Ценообразование и ценовая политика»
- 1. Понятие ценовой политики, этапы ценообразования
- 3. Выбор методики ценообразования и установление окончательной цены.
- 4.Необходимая информация после установления цен.
- 2. Система цен, действующих в рф.
- Тема 8 «Бизнес – план предприятия»