4.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Формы и структура государственной поддержки малого предпринимательства
Преимущества малого предпринимательства заключаются в полной самостоятельности, свободе и оперативности действий; способности быстро менять модели и типы товаров и услуг, изменять технологию производства; более низких операционных расходах и личном общении руководителя предприятия с покупателями и рабочими.
К недостаткам малого предпринимательства можно отнести следующие: его предприятия имеют неравные возможности доступа к материальным ресурсам; банки рассматривают их как рискованных заёмщиков и неохотно дают кредиты; малые предприятия лишены скидок на большой объём заказов.
Уровень неудач в малом предпринимательстве очень высок и растет обратно пропорционально размерам предприятий. Практика показывает, что из предприятий, в которых до 9 работающих, имеют шанс выжить в течение года около 75%. Для периода в 4 года этот шанс составляет 33%.
Основные причины неудач в малом предпринимательстве – это стремление начать дело, которое не имеет шансов на успех, отсутствие у новых предпринимателей необходимых знаний, навыков и опыта.
Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:
финансовая поддержка (формирование государственных программ, обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.)
материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопарков и т.д.)
консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.)
создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.)
Во многом, благодаря государственной поддержке малого бизнеса, в современных развитых рыночных странах активно развивается наиболее эффективный тип малого бизнеса - быстрорастущее предприятие.
Важную роль играют и формы самоподдержки малого бизнеса. Ощутимую помощь по совершенствованию менеджмента в малых организационных формах оказывают торгово-промышленные палаты. В интересах укрепления финансового положения предпринимателей правительства развитых рыночных стран поощряют объединение мелких и средних предприятий в кооперативы - производственные, кредитные, сбытовые. Создание кооперативов преследует сразу несколько целей: предотвращение конкуренции, координацию стратегии в закупке товаров у оптовиков, взаимопомощь в периоды финансовых затруднений. Объединившись, мелкие и средние фирмы получают возможность выхода на внешние рынки, занимая там ниши, на которые не претендуют гиганты.
В соответствии с федеральным законодательством, государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.
Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки.
Устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки малых предприятий как на уровне государства, так и на региональных уровнях.
В РФ сложилась определенная структура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты.
Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:
меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;
перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;
предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;
меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.
Государственные программы поддержки малого предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет других источников, предусмотренных частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона.
Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играет Фонд (федеральный) содействия развития малых форм предприятия в научно-технической среде, который создан постановлением Правительства РФ 3 февраля 1994 г. Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.
Планомерную деятельность по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны.
Субъекты РФ также имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.
- Основы бизнеса Тема 1 Бизнес как особый вид деятельности
- Бизнес как особый вид деятельности. Процедурный и интуитивный бизнес.
- 1.2. Признаки бизнеса.
- 1.3. Модель бизнеса. Типы предпринимателя. Функциональная парадигма бизнеса. Введение
- 1.1. Бизнес как особый вид деятельности
- 1.2. Признаки бизнеса
- Ориентация на получение прибыли
- Новаторство (активный поиск новых решений)
- Ответственность
- Экономическая самостоятельность
- 1.3. Модель бизнеса. Типы Предпринимателей. Функциональная парадигма бизнеса
- Функциональная парадигма бизнеса
- Тема 2 Содержание предпринимательской деятельности
- 2.2 Мотивы и функции предпринимателя.
- 2.3. Экономические и правовые условия предпринимательства.
- Тема 3 Классификация предпринимательства. Типы и виды предпринимательства
- 3.1. Производственное предпринимательство. Коммерческо-торговое предпринимательство. Финансовое предпринимательство.
- 3.2. Современная сетевая экономика и место в ней крупного, среднего и малого бизнеса
- 3.1. Производственное предпринимательство. Коммерческо-торговое предпринимательство. Финансовое предпринимательство.
- Коммерческое предпринимательство
- Финансовое предпринимательство
- Бизнес в сфере услуг
- 3.2. Современная сетевая экономика и место в ней крупного, среднего и малого бизнеса
- Крупный бизнес
- Малый бизнес Малый бизнес: причины роста и критерии выделения
- Функции малого бизнеса: Экономические функции малого бизнеса
- Социальные функции малого бизнеса
- Типы малого бизнеса
- Количественные критерии выделения малого бизнеса
- Средний бизнес
- Сетевая экономика
- Признаки сетевой экономики
- Формы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса в рамках сетевой экономики
- Тема 4 Малое предпринимательство.
- 4.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Формы и структура государственной поддержки малого предпринимательства
- 4.3. Сущность и порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
- Тема 5 Предпринимательская среда
- 5.2 Внешняя предпринимательская среда.
- 5.3 Внутренняя предпринимательская среда.
- 5.4 Рынок как среда существования предпринимателя. Основные типы и виды рынков.
- Тема 6 Субъекты предпринимательской деятельности
- 6.2. Права и обязанности предпринимателей.
- 6.3. Личностные качества предпринимателей.
- Тема 7 Организационно-правовые формы предпринимательства.
- 7.4. Критерии выбора организационно-правовых форм
- 7.2. Индивидуальный предприниматель.
- 7.3. Организационно-правовые формы юридических лиц
- 7.4. Критерии выбора организационно-правовых форм
- 7.5. Внутрифирменное предпринимательство.
- Тема 8 Предпринимательская идея и ее выбор
- 8.2. Предпринимательский доход. Основные расчеты необходимые для принятия предпринимательского решения.
- 1) От реализации товаров, продуктов, услуг, работ;
- 8.3. Выявление эффекта от возможной реализации идеи. Принятие предпринимательского решения.
- Тема 9 Предпринимательское решение
- Классификация предпринимательских решений
- 9.2. Сущность основных научных подходов к разработке предпринимательских решений. Методы процесса принятия предпринимательских решений.
- Этапы и процедуры процесса принятия решения
- 9.3. Экономические методы обоснования принятия предпринимательского решения.
- 9.4. Комплексное экономическое обоснование предпринимательских решений.
- Тема 10 Риск в предпринимательстве. Инновации
- 10.2. Основные объективные причины возникновения предпринимательского риска. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска
- 10.3. Управление предпринимательскими рисками. Основные механизмы нейтрализации предпринимательских рисков
- 10.4. Основные риски в деятельности малых предприятий
- 10.5. Инновации. Социально-экономическое значение инноваций. Организация инновационной деятельности.
- Давая определение предпринимательству, мы говорим, что оно должно обязательно основываться на инновационной деятельности.
- Тема 11 Основы построения структуры предпринимательской деятельности
- 11.2 Цена продукции как регулятор производства. Регулирующая роль качества продукции. Прибыль предприятия – цель его функционирования
- 11.3 Секреты производства (ноу-хау)
- 11.4 Предприятие на рынке ценных бумаг
- Тема 12 Культура предпринимательства
- 12.1 Сущность, значение и понятие культуры предпринимательства. Деловая и профессиональная этика
- Тема 13 Оценка эффективности предпринимательской деятельности
- 13.1 Основные принципы обоснования эффективности предпринимательского дела
- 13.2 Анализ влияния конъюнктуры рынка на эффективность инвестиционных проектов
- 13.1 Основные принципы обоснования эффективности предпринимательского дела
- Показатели эффективности инвестиций
- Чистый дисконтированный доход (npv):
- Индекс доходности (pi):
- Внутренняя норма доходности (irr): Определяется уравнением
- 13.2 Анализ влияния конъюнктуры рынка на эффективность инвестиционных проектов