logo search
Конспект лекций_Основы бизнеса

5.7 Антимоно­польное регулирование экономики

Арсенал современных технологий антимонопольного регулирования де­ловых отношений включает применение инструментов нормативно-правово­го и экономического воздействия государства на субъектов бизнеса. Инстру­ментарий экономического воздействия государства на субъектов бизнеса включает дифференциацию налогов, предоставление субъектам бизнеса госу­дарственных заказов, осуществление кредитной политики в отношении от­дельных субъектов бизнеса, оказание им поддержки в форме выделения без­возмездной помощи.

Дифференциация налогов применяется в странах с рыночно ориентиро­ванной экономикой обычно в целях государственной поддержки малого бизне­са и выражается в форме предоставления мелким предпринимательским фир­мам налоговых льгот.

Государственные заказы применяются органами государственного уп­равления прежде всего для стимулирования предпринимательской деятель­ности в отдельных отраслях и видах бизнеса, либо на локальных рынках.

Нормативно-правовое антимонопольное регулирование деловых отно­шений обеспечивается прежде всего использованием специальной отрасли национального законодательства, обычно имеющейся в государствах с ры­ночно ориентированной экономикой, а также международного законодатель­ства, которая получила название антимонопольного законодательства или, что то же самое, законодательства о конкуренции. Нормативно-право­вое регулирование конкурентных коммуникаций осуществляется также с по­мощью других документов, использование которых способно стимулировать конкуренцию между субъектами бизнеса и противодействовать монополиза­ции рынков. К ним относятся некоторые положения национальных конститу­ций, нормы гражданского законодательства, судебные прецеденты.

Антимонопольное нормативно-правовое регулирование деловых отно­шений включает централизованное воздействие на три основных объекта регулирования, а именно:

  1. недобросовестную конкуренцию между субъектами бизнеса;

  2. монополистическую практику отдельных субъектов бизнеса;

  3. монополизацию экономики отдельными субъектами бизнеса.

Приведем определение, данное Федеральным законом РФ № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 (далее мы будем называть его «Закон о конкуренции»).

Недобросовестная (незаконная) конкуренция - это любой акт конкурен­ции на рынке, который противоречит положениям действующего в стране за­конодательства, порядкам и обычаям делового оборота, добрым нравам, поря­дочности в бизнесе и который ведет к ослаблению позиций конкурентов, на­несению им ущерба.

Право на защиту от недобросовестной конкуренции рассматри­вается в Парижской конвенции 1883 года, участником которой яв­ляется и Российская Федерация. Данная Конвенция обязывает всех ее участников обеспечивать эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, содержит общее понятие недобросовестной конкуренции и некоторые ее формы, подлежащие запрету.

Под недобросовестной конкуренцией в Парижской конвенции понима­ется всякая форма конкурентного поведения, противоречащая честным обы­чаям в промышленности и торговых делах.

В частности, подлежат запрету:

  1. все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать сме­шение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента (такое смешение может возникнуть в результате незаконного использования товарного знака, фирменного наименования, промышленных образцов или произведений дизайна);

  2. ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, промышленную или торговую деятельность конкурента;

  3. указания или утверждения, использование которых при осуществле­нии коммерческой деятельности может ввести общественность в за­блуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Исходя из принципов Парижской конвенции, методы недобросовестной конкуренции как разновидности нарушений законодательства обладают су­щественной особенностью, состоящей в том, что во внимание принимается, наряду с собственно нарушением закона, также этическая оценка совершае­мых конкурентами действий — нормы добропорядочности, разумности, а так­же обычаи делового оборота.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рынках», в Рос­сии положение фирмы может быть признано доминирующим, если ее до­ля на товарном рынке составляет 65%. Положение фирмы на рынке не признается доминирующим, если ее доля не превышает 35%. Определение размеров рыночной доли предпринимательской фирмы, которое могло быть признано доминирующим положением данной фирмы на рынке фи­нансовых услуг (в соответствии с ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг») пока не предпринималось.

За нарушение антимонопольного законодательства в ряде стран преду­сматривается уголовная (лишение свободы) и административная (нало­жение штрафа) ответственность. Ответственность за нарушение закона несут и субъекты бизнеса, и их руководители.

В настоящее время применяются два типа антимонопольного законо­дательства - американское и западноевропейское. Критерием разграниче­ния выступает отношение законов к самому факту существования моно­полистических отношений. Американский тип законодательства, начи­ная с самого первого в мире антимонопольного закона - «Закона Шермана», принятого в 1890 году, - отвергает любую форму монополистическо­го сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства являет­ся более либеральным - в нем объектом противодействия выступают не всякие явления монополизации рынка или монополистической практики, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности конку­ренции в том или ином секторе рынка.

Контрольные вопросы

  1. В каком документе рассматривается право на защиту от недобросовестной конкуренции?

  2. Участником какой конвенции является Российская Федерация?

  3. В рамках какой конвенции подлежат запрету ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, промышленную или торговую деятельность конкурента?

  4. В настоящее время применяются два типа антимонопольного законодательства. Назовите их.

6.1 Коммерческая деятельность фирмы.

6.2 Понятие и виды коммерче­ских сделок.

6.3 Методы проведения коммерческих сделок.

6.4 Техноло­гия заключения коммерческих сделок

Напомним: Под сделкой следует понимать процедуру осуществления деловых отношений. Вступая в сделку, субъекты бизнеса реализуют свое стремление получить доступ к относительно ограниченным благам с помощью других людей.

Предпринимательские сделки могут быть двусторонними и многосторонними и даже односторонними. Односторонней считается сдел­ка, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Поэтому она создает обязанности лишь для лица, совершившего сделку, а для других юридических или физических лиц может создавать обя­зательства лишь по соглашению с этими лицами, либо в особых случаях уста­новленных законом.

Специфическим инструментом односторонней сделки является также оферта. Данным инструментом активно пользуются субъекты предпринима­тельского бизнеса в процессе инициирования ими новых сделок, как правило, фьючерсных.

Коммерческое предложение или оферта (от английского commercial offer), представляет собой письменное или устное сообщение о намерении вступить в юридически обязывающий договор.

Оферта создается для письменного оформления предложения потен­циальному партнеру о сотрудничестве или деловом контакте. Она содер­жит информацию, представляющую конкретные условия сделки, напри­мер, указание стоимости товара, способа его передачи, порядка проведе­ния расчетов. В данном случае, сделав такое предложение, субъект пред­принимательского бизнеса, как правило, это фирма, берет на себя обяза­тельства, которые обязана соблюдать в течение срока, обычно оговаривае­мого в тексте.

Для заключения двусторонней сделки необходимо выражение согла­сованной воли двух сторон, а для заключения многосторонней сделки не­обходимо выражение согласованной воли трёх или более сторон. Согласо­ванность воли разных сторон (этот юридический термин используется в Гражданском кодексе Российской Федерации при характеристике сделок) необходим потому, что всякая сделка между субъектами бизнеса, заклю­ченная по принуждению, а не по доброй воле, может быть признана недей­ствительной.

Различают три основные формы сделок: устные сделки, простые пись­менные сделки, нотариальные письменные сделки.

Сделка может быть совер­шена устно, если из поведения субъекта бизнеса явствует его воля совершить данную сделку. При этом выражением воли указанного субъекта бизнеса со­вершить сделку может быть признано не только его устное заявление, но и молчание.

Сделка в письменной форме (нотариальная, либо простая, не требующая обязательного нотариального подтверждения) должна быть совершена путем составления документа, выражающего его содержание и подписанного всеми субъектами бизнеса, являющимися сторонами сделки, либо уполномоченны­ми ими лицами. Такими документами являются, как правило, договоры и контракты различных видов.

Договор (контракт) - это соглашение двух или нескольких субъектов бизнеса об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей во взаимных отношениях.

Договор заключается чаще всего посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон предстоящей сделки и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

В таком договоре фиксируется обязательство, согласно которому од­ному из субъектов бизнеса предстоит совершить в пользу другого субъе­кта бизнеса определенные действия, например, передать имущество, вы­полнить работу, уплатить деньги. В договоре может быть, скажем, зафи­ксировано, что «продавец продает, а покупатель покупает офисную ме­бель на сумму 100 000 000 (сто миллионов) рублей». Эта запись форми­рует совокупность обязательств и продавцу и покупателю. Один из упо­мянутых субъектов предпринимательского бизнеса принимает на себя данным договором обязательство продать товар на вполне определенную сумму, а второй — принимает обязательство купить товар на эту же конкретную сумму.

Непосредственному заключению договора (контракта) предшествует ряд этапов. Вначале, в ходе анализа и сегментирования рынка предприни­мательская фирма осуществляет поиск и выбор подходящих партнеров. Этот этап можно считать часть маркетингового исследования соответству­ющего сегмента рынка.

Исследование рыночного сегмента продолжается далее в ходе переговоров с, потенциальными партнерами по сделке. Переговоры - это, как правило, способ поиска совместного решения двумя или рядом предпринимательских фирм в форме торга по поводу взаи­моприемлемых условий сделки. Каждый потенциальный участник сделки стремится навязать другим сторонам свои деловые интере­сы, отстаивает их, используя различные известные ему приемы делового об­щения.

Основным предметом дискуссий во время переговоров являются ус­ловия выполнения сделки. В состав этих условий входят способы прове­дения сделки (с участием посредников, либо без участия посредников), ассортимент продукции (или услуг), потребительские свойства данной продукции, ее качество, цена, способы транспортировки и поставки про­дукции, способы оплаты сделки.

В самом общем виде структура заключаемого договора (контракта) со­стоит из следующих позиций:

  1. Преамбула.

  2. Предмет договора.

  3. Цена договора.

  4. Сроки поставки.

  5. Условия платежа.

  6. Упаковка и маркировка груза.

  7. Заявление претензий.

  8. Санкции за нарушение сторонами обязательств и возмещение убытков.

  9. Обстоятельства неодолимой силы («форс-мажор»).

  10. Арбитраж.

В преамбуле (вводной части) договора указываются номер этого догово­ра, место и дата его подписания, полное наименование сторон по контракту, которые в дальнейшем именуются кратко «покупатель» и «продавец».

В разделе «Предмет договорам помимо краткого указания вида сделки (подробности указываются в приложении), наименования товара (работы, услуги), его количества указываются базисные условия его поставки.

В разделе «Сроки поставки» называются точные сроки представления товаров, при этом обычно указывается либо определенная дата (число, месяц, год), либо временной интервал между двумя или более событиями.

Цена договора - это сумма денег в определенной валюте, которую поку­патель должен уплатить продавцу за весь товар или единицу товара, достав­ленных на определенных базисных условиях в определенный пункт.

В качестве условий платежа рассматривается следующее:

  1. согласованные сторонами условия и сроки платежей;

  2. валюта платежа;

  3. способы и порядок расчетов;

  4. использование различных платежных инструментов.

В договоре подробно оговариваются разнообразные вопросы упаковки и маркировки грузов, в том числе указываются вес-нетто и вес-брутто («чис­тый вес» и «грязный вес»), степень возвратности упаковки, порядок оплаты упаковки и маркировки.

В разделе «Заявление претензий» определяются сроки и порядок заявления рекламаций в связи с нарушениями качества, количества, упаковки, нарушением сроков поставки или уплаты, а также в связи с другими спорными вопросами.

В разделе «Санкции за невыполнение сторонами обязательств и воз­мещение убытков^ определяются размеры и предельные суммы штрафов (они могут составлять до 10-15% от цены договора) за нарушение обяза­тельств по контракту.

Форс-мажор (или обстоятельства неодолимой силы) возникает вслед­ствие непредвиденных и неотвратимых событий чрезвычайного характера (стихийные бедствия, пожары, политические перевороты, массовые забастовки, военные действия). Форс-мажор может повлиять на сроки выполнения договора, приостановить его выполнение. Заключая сделки, необходимо чет­ко определить, какие именно обстоятельства могут быть истолкованы как форс-мажорные в данном договоре.

Арбитраж это разрешение спорных вопросов, возникающих в ходе вы­полнения сделки. Наличие в договоре (контракте) такого пункта абсолютно необходимо. Ведь стороны обязаны разрешать возникающие между ними споры и разногласия. В противном случае они никогда не смогут выйти из сделки. Обычно в договорах (контрактах) делается запись о том, что если сто­роны не могут разрешить какой-либо спор посредством переговоров, вопрос передается на рассмотрение в арбитражный суд либо в стране покупателя, ли­бо в стране продавца, либо в третьей стране, либо, наконец, в Международный суд в Гааге.

Контрольные вопросы

  1. Может ли предпринимательская сделка быть односторонней?

  2. Что представляет собой коммерческое предложение или оферта?

  3. Сколько различают основных форм предпринимательских сделок?

  4. Что такое договор (контракт)?

  5. В какой части договора указываются номер этого договора, место и дата его подписания, полное наименование сторон по контракту, которые в дальнейшем именуются кратко «покупатель» и «продавец»?

  6. Что такое цена договора?