Прагматическая концепция бизнеса
Обе рассмотренные концепции бизнеса являются двумя крайними позициями в оценке бизнеса как объективного явления. Преодоление указанных крайностей происходит лишь в рамках третьей из названных выше концепций, а именно - прагматической концепции бизнеса.
Под прагматизмом здесь и далее понимается ориентация планов и целей деятельности людей на достижение практических выгод в обстоятельствах, имеющих объективный и поэтому не зависимый от воли и желания этих людей характер. Сущность прагматической концепции бизнеса состоит в том, что бизнес рассматривается как явление, неизбежное в контексте развития общества. Указанное явление оказывается, с одной стороны, необходимым, а с другой стороны, - выгодным людям, которые воспринимаются обществом в качестве бизнесменов, стремящихся удовлетворить свои корыстные (эгоистические) интересы, и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность постоянно насыщать свои потребности при помощи созданных товаров и оказанных услуг.
В целом, можно выделить следующие элементы прагматической концепции бизнеса:
бизнес - это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к реализации эгоистических интересов, с другой - стремление других людей к удовлетворению своих потребностей в товарах, работах, услугах;
бизнес - это противоречивое явление, однако любые противоречия между людьми, причастными к бизнесу, хотя и могут выступать причиной разнообразных конфликтов, в общем, служат источником развития экономики и не имеют безнадежно разрушительного характера;
бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которых, вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, не обязательно совпадающие с интересами других людей; с одной стороны, естественная конкуренция интересов ведёт к конфликту интересов, к навязыванию интересов одних людей другим, собственные интересы которых в такой ситуации оказываются ущемлены, что, в конце концов, действительно, может привести к непредсказуемым последствиям; с другой стороны, в конечном итоге конфликт интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей;
бизнес - это развивающееся явление; его направления, виды, технологии и инструменты постоянно совершенствуются в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.
Рис. 1.2.4. Прагматическая концепция бизнеса
Прагматическая концепция бизнеса базируется на четырёх теоретических основаниях. Первое основание - непротиворечивое определение самого термина «бизнес». Второе основание - положение о необходимости постоянного преодоления людьми естественной ограниченности материальных и нематериальных благ, лежащих в основе жизнедеятельности людей. Третье основание - представление о бизнесе как об обязательном компоненте деятельности людей вне зависимости от предмета данной деятельности. Четвертое основание - положение о наличии у людей совокупности особых свойств (деловых качеств), которые могут быть использованы в их повседневной деловой деятельности.
Для изучения того или иного объективного явления необходимо, прежде всего, объяснить происхождение термина, с помощью которого данное явление определяется. Различия в толковании явления, которое определяется с помощью слова «бизнес», бывают часто обусловлены разницей в интерпретации значения самого данного слова. Под «бизнесом» нередко понимают неодинаковые процессы, события, действия людей. Здесь важно подчеркнуть, что слово «бизнес», вошедшее в русский язык из английского («business»), имеет абсолютно однозначное толкование. Термин «бизнес» является синонимом слову «дело». Использование рассматриваемого термина лицами, объясняющимися по-английски, ничем не отличается от применения слова «дело» людьми, объясняющимися по-русски. Когда, например, кто-либо спрашивает кого-либо «как дела?» по-английски, он говорит именно о бизнесе.
В данном значении «business» начал применяться и применяется в настоящее время как научный термин. Встречаются поведенческое и коммуникационное толкования смысла этого термина. Поведенческое толкование бизнеса состоит в том, что с помощью рассматриваемого термина определяется совокупность действий людей. Отсюда выражения, такие как: «делать бизнес», «заниматься бизнесом», «оценивать бизнес». В рамках поведенческого толкования бизнес целесообразно определить как деловую деятельность людей.
Коммуникационное толкование бизнеса состоит том, что указанный термин привлекается для описания отношений, возникающих между различными людьми, каждый из которых «занимается бизнесом». Отсюда выражения «деловые отношения», «субъекты деловых отношений» («субъекты бизнеса»), «интересы субъектов бизнеса».В рамках коммуникационного толкования бизнес целесообразно определить именно как деловые отношения между людьми.
Для обоснованного определения того, что конкретно следует понимать под «занятием бизнесом», а также - под «деловыми отношениями» целесообразно перейти ко второму основанию прагматической концепции бизнеса. Человеческая история насчитывает тысячелетия, но во все времена то, в чем нуждался человек, с помощью чего он удовлетворял свои потребности, называлось благом. Благами могут быть материальные предметы и объекты (они называются материальными благами), а также услуги и действия (работы), которые выполняются одними людьми для других (они называются нематериальными благами).
Материальные блага всегда имеют предметную (объектную) форму, доступную органам чувств человека; таковыми являются воздух, вода, пища, одежда, жильё, другие предметы и объекты. Нематериальные блага не имеют предметной формы, их польза для человека состоит в эффекте результата оказанной услуги или выполненной работы. Услуги составляют основу существования таких сфер общественной жизни, как образование, медицина, спорт, право, культура, наука, информация, досуг. Вместе с тем оказание услуг осуществляется и в других областях (например, сервисное обслуживание техники, услуги по инсталляции программного обеспечения). С процедурами выполнения работ можно столкнуться в процессе строительства любых объектов (строительные работы), ремонта (ремонтные работы); к числу таковых следует отнести и другие виды деятельности людей в разных областях экономики.
Материальные блага, используемые людьми в процессе своей жизнедеятельности, могут различаться между собой по различным признакам. Принято различать материальные блага:
данные природой и произведенные людьми;
потребительские и инвестиционные;
частные и общественные;
воспроизводимые и невоспроизводимые (уникальные).
Природа дает человеку воздух, воду, землю. Эти природные материальные блага - условие существования человеческого общества. Без них жизнь человека невозможна. Однако, человек - единственное существо на планете, способное преобразовывать природные вещества (сырьё) в необходимые ему конкретные предметы. Таковые появляются в результате производительной деятельности и, следовательно, называются произведенными материальными благами.
Природные или произведенные материальные блага, предназначенные для личного, семейного, группового, ассоциированного потребления, являются потребительскими благами. К их числу относятся, например, бытовая техника, мебель, одежда, продукты питания. Инвестиционные материальные блага включают в себя сырье, машины, оборудование, комплектующие изделия, которые необходимы для производства других материальных благ, оказания услуг и выполнения работ. В зависимости от того, кто именно является потребителем материальных благ, сами материальные блага разделяются на частные и общественные. К примеру, домашний автомобиль — это частное благо. Общественный парк, посещением которого наслаждаются многие граждане, становится общественным благом.
Материальные блага могут быть воспроизводимыми и уникальными. Уникальными являются те из них, которые не могут быть воспроизведены в силу различных обстоятельств. Остальные материальные блага являются воспроизводимыми.
И материальные блага, и услуги, работы могут существовать потенциально, в том числе в нашем воображении, и фактически, реально. Фактическое наличие любых благ, как материальных, так и нематериальных, фиксируется в тех случаях, когда потребность людей в таких благах совпадает с их предложением. По критерию соответствия потребности в благах и предложения благ целесообразно выделить свободные блага и ограниченные блага. Свободными или постоянно доступными благами являются те из них, потребность в которых всегда может быть удовлетворена. Таковыми могут быть лишь некоторые природные материальные блага, используемые в обычных обстоятельствах, например, такое природное благо, как воздух.
Все остальные материальные и нематериальные блага являются относительно ограниченными. Это значит, что размеры потребности в них всегда превышают размеры их предложения.
Крайней степенью относительной ограниченности благ является их редкость. Если относительная ограниченность благ не выражается в их редкости, принято говорить об их относительной недостаточности.
Потребности членов общества в благах должны удовлетворяться, а следовательно, деятельность людей по созданию продукции, выполнению работ и оказанию услуг другим людям, другими словами, их дело, их бизнес всегда возникает там, где формируется объективная потребность в преодолении относительной ограниченности благ. Таким образом, блага являются объектами бизнеса, а относительная ограниченность благ становится объективным фактором, наличие которого побуждает человека искать возможность получить указанные блага.
Данная возможность реализуется двумя путями. Люди, занимающиеся бизнесом (назовём их субъектами бизнеса), вправе удовлетворять собственные потребности в благах самостоятельно, либо путём обращения к другим субъектам бизнеса посредством заключения с ними сделки.
Под сделкой следует понимать процедуру осуществления деловых отношений. Вступая в сделку, субъекты бизнеса реализуют свое стремление получить доступ к относительно ограниченным благам с помощью других людей. В сделках отражается противоречивый характер деловых отношений - с одной стороны, участниками сделки становятся конкуренты, с другой стороны, данные конкуренты оказываются заинтересованы во взаимном (взаимовыгодном) сотрудничестве. Сделки являются обязательным компонентом деловой деятельности людей вне зависимости от конкретного предмета данной деятельности.
Для возникновения сделки необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, люди, составляющие стороны данной сделки, должны обладать правом на вступление в сделку. Данное право определяется наличием у них правоспособности и дееспособности - с содержанием данных понятий мы познакомимся позже.
Во-вторых, сделки между субъектами деловых отношений должны быть целесообразны. Под целесообразностью сделки понимается соотнесение целей, ради которых люди вступают между собой в деловые отношения, и средств, которые могли бы обеспечивать возможность их достижения. Назначение сделки состоит в том, чтобы, связав цель бизнеса со средствами ее достижения, обеспечить каждому из участников сделки наилучшие условия доступа к относительно ограниченным благам.
В-третьих, проводимая сделка должна быть законной. Под законностью сделки понимается неуклонное следование нормам международного и национального законодательства всеми участниками деловых отношений на стадии подготовки сделки и в процессе ее осуществления.
В-четвертых, проведение сделок должно соответствовать обычаям делового оборота. Под обычаями делового оборота понимается не предусмотренные законодательством или условиями конкретного договора, но сложившиеся и широко применяемые правила поведения, например, традиции исполнения участниками сделок тех или иных обязательств.
В-пятых, порядок проведения сделки должен сопровождаться неукоснительным соблюдением условий договора в части сохранения служебных и коммерческих секретов участников сделки, поддержания заработанной сторонами ранее деловой репутации.
Пренебрежение указанными условиями влечет признание сделки недействительной. В Гражданском кодексе Российской Федерации, к примеру, содержатся следующие признаки недействительности сделок. Сделка считается недействительной в силу признания ее таковой судом (в этом случае она называется оспоримой сделкой), либо независимо от такого признания (в этом случае она называется ничтожной сделкой). Сделка признается недействительной, если участником ее является лицо, не имеющее на то права. Сделка признается ничтожной, если
она совершена с целью, заведомо противоположной закону или основам нравственности;
она совершена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия;
она является притворной - т.е. она совершена всего лишь с целью прикрытия другой сделки.
Если же основания признания сделки недействительной отсутствуют, данная сделка является правомерной. Правомерность сделки состоит в том, что она, во-первых, проводится субъектами бизнеса, которые вправе быть участниками сделок (они обладают необходимыми правоспособностью и дееспособностью), а во-вторых, сопровождается обоснованием и соблюдением взаимных прав и обязанностей всех участников данных сделок.
Различают обязательственные права и вещные права субъектов бизнеса. Вещные права возникают у участников сделок по отношению к объектам бизнеса и состоят в исключительном использовании данных объектов бизнеса в интересах обладателя вещных прав. Основным вещным правом в бизнесе является право собственности. Обязательственные права возникают у субъектов бизнеса в качестве взаимных обязательств, подлежащих неукоснительному выполнению. Определение и описание таких взаимных обязательств составляет основу содержания любых договоров и контрактов, в виде которых письменно оформляются сделки между субъектами бизнеса, в том числе торговых контрактов, договоров поручения, а также учредительных договоров по созданию различных типов предпринимательских фирм.
Контрольные вопросы
Во сколько концепций условно могут быть объединены все теоретические толкования и определения бизнеса?
Из чего исходит критическая концепция бизнеса?
Что выступает критерием разграничения бизнеса и «небизнеса» в рамках критической концепции бизнеса?
В основу какой официальной идеологии была положена критическая концепция бизнеса?
Какая концепция является полной противоположностью критической концепции
бизнеса?
Какая концепция бизнеса популярна в среде преподавателей многих американских университетов?
В рамках рассмотрения какой концепции бизнеса упоминались ненаучные теории «Общества всеобщего благосостояния», «Государства всеобщего благоденствия»?
На скольких теоретических основаниях базируется прагматическая концепция бизнеса?
В чем состоит поведенческое толкование бизнеса?
Что является крайней степенью относительной ограниченности благ?
Что следует понимать под сделкой?
- Система современного бизнеса
- Концепции бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса.
- Субъекты бизнеса.
- Деловые интересы в бизнесе
- Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно- государственного и частно-государственного бизнеса
- 2.1 Развитие предпринимательства в России.
- 2.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
- 2.3 Частное предпринимательство Частный предпринимательский бизнес
- 2.4 Малые предприятия Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.
- 2.5 Государственные и муниципальные предприятия
- 2.6 Полные товарищества
- 2.7 Общества с ограниченной ответственностью
- 2.8 Акционерные общества
- 2.9 Некоммерческие организации
- 2.10 Финансово-промышленные группы
- 2.11 Холдинговые компании
- 2.12 Оффшорные предприятия
- 3.1 Организация и регистрация предпринимательской фирмы.
- 3.2 Подготовительный этап создания предпринимательской фирмы
- 3.3 Документы на учреждение предпринимательской фирмы
- 3.4 Устав фирмы
- 3.5 Учредительный договор фирмы
- 3.6 Учредители и участники предпринимательской фирмы
- 3.7 Бизнес-план фирмы
- 4.1 Реорганизация и ликвидация фирмы.
- 4.2 Слияние и поглощение предпринимательских фирм
- Технологии преобразования предпринимательской фирмы
- 4.3 Формы ликвидации фирмы
- 4.4 Понятие банкротства
- 5.1 Конкуренция в системе бизнеса.
- 5.2 Сущность конкуренции.
- 5.3 Конкуренция и монополия
- 5.4 Типы конкурентного поведения фирмы.
- 5.5 Виды и методы конкуренции
- 5.6 Стратегия конкуренции
- 5.7 Антимонопольное регулирование экономики
- 7.1 Менеджмент и маркетинг в системе бизнеса.
- 7.2 Инфраструктура бизнеса
- 7.3 Основные элементы инфраструктуры бизнеса
- 7.4 Товарный рынок.
- 7.5 Товарные посредники
- 7.6 Информационный рынок
- 7.7 Рынок труда
- 7.8 Финансовый рынок
- 7.9 Инвестиционные посредники
- Глоссарий