3. Предпринимательский риск
Предпринимательство любого вида, как правило, связано с риском, который примято называть хозяйственным или предпринимательским. Риск — это вероятность возникновения потерь или снижения доходов по сравнению с допустимым вариантом.
Основной предпосылкой возникновения предпринимательского риска является наличие конкуренции и альтернативных вариантов решения тех или иных вопросов развития предприятия, его активного функционирования.
Различают глобальный (общегосударственный) и локальный (на уровне предприятия) риски. Они обусловливают друг друга, воздействуют друг на друга и в то же время являются автономными.
Риски предприятия подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочный локальный риск связан с перспективами развития предприятия. К нему можно отнести необоснованно малые отчисления на производственное развитие, изъяны кадровой политики предприятия, отсутствие деятельности по созданию новой конкурентоспособной продукции и др.
Краткосрочный, или конъюнктурный, риск может иметь место при выборе нерациональных форм организации расчетов конъюнктуры рынков, необязательного контрагента и т.п.
В зависимости от содержания деятельности известны следующие виды предпринимательского риска:
♦ производственный;
♦ коммерческий;
♦ финансовый;
♦ кредитный;
♦ процентный.
Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг, осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди причин возникновения такого риска — уменьшение размеров производства, несоответствие качества продукции спросу, рост материальных затрат, уплата повышенных процентов, отчислений, налогов и др.
Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и Услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Истоки этого риска — снижение объема реализации вследствие негативного изменения конъюнктуры или управленческих ошибок, повышение закупочной цены товаров, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, рост издержек обращения.
Финансовые риски — это нередко спекулятивные риски, которые возникают в сфере отношений предприятия с банками и другим финансовыми институтами.
Финансовые риски подразделяются на два вида:
• риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные, дефляционные, валютные риски, риски ликвидности)
• инвестиционные риски, связанные с вложением капитала (риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямые
* финансовых потерь).
Инфляционный риск — это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери.
Дефляционный риск — это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.
Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риски ликвидности — это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.
Риск упущенной выгоды — это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования, хеджирования, инвестирования и т.п.).
Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, вкладам и кредитам.
Риск прямых финансовых потерь возникает в результате неосуществления (или частичного осуществления) инвестиционного проекта. Кредитный риск — опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору.
К процентным рискам относится риск потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам, а также риск потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением размера дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.
Помимо классификации рисков по видам деятельности существуют и другие классификации, согласно которым выделяют биржевые, селективные риски, риск банкротства.
Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирме и др.
Селективные риски — это риски неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.
Риск банкротства представляет собой опасность полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособность его рассчитываться по взятым обязательствам.
- 1. Субъекты и виды предпринимательской деятельности
- 2. Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства
- 3. Предпринимательский риск
- 4. Управление рисками и методы их оценки
- 5. Организация производственного процесса
- 5.1. Организация производства: сущность, формы
- 6. Производственный процесс
- 7. Производственный цикл
- 8. Поточное производство
- 9. Партионный и индивидуальный методы организации производства
- 10. Нововведения. Техническая и проектно-технологическая подготовка производства инвестирование нововведений
- 11. Техническая подготовка производства
- 12. Проектно-технологическая подготовка производства
- 13. Система разработки и постановки продукции на производство
- 14. Аренда и лизинг имущества. Франчайзинг
- 16. Инвестиции. Инвестиционная политика предприятия. Инвестиционный проект
- 17. Управление качеством продукции на предприятии качество продукции
- 18. Политика предприятия в области качества. Система качества
- 19. Стандартизация продукции
- 20. Сертификация продукции
- 21. Планирование хозяйственной деятельности предприятия методы планирования. Виды планов
- 22. Бизнес-план
- 23. Цены и ценообразование на предприятии понятие цены и ценовая политика предприятия
- 24. Ценовые стратегии
- 25. Ценовая система. Виды цен
- 26. Методы ценообразования
- 27. Зарубежный опыт учета затрат при ценообразовании
- 28. Управление финансами предприятия финансовое планирование на предприятии. Финансовый менеджмент
- 29. Оперативное финансовое планирование
- 30. Основные финансовые документы фирмы
- 31. Финансовая стратегия предприятия бюджет предприятия
- 32. Безубыточность работы предприятия. Точка безубыточности
- 33. Финансовая устойчивость предприятия. Леверидж
- 34. Банкротство предприятий сущность банкротства
- 35. Процедуры банкротства. Санация предприятий