logo
Экономика предприятия - лекции

22. Бизнес-план

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации о какого-либо коммерческого проекта или создания нового предпри­ятия. Составлять его рекомендуется на 3—5 лет. Для первого и вто­рого года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее — в годовом разрезе.

Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следую­щие вопросы:

• как начать дело;

• как эффективно организовать производство;

• когда будут получены первые доходы;

• как скоро можно будет расплатиться с кредиторами;

• как уменьшить возможный риск?

Бизнес-план может состоять из следующих разделов:

1. Возможности фирмы (резюме).

2. Виды товаров (услуг).

3. Рынки сбыта товаров (услуг).

4. Конкуренция на рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.

9. Оценка риска и страхование.

10. Финансовый план.

11. Стратегия финансирования.

Бизнес-план может содержать и другие разделы, в частности ин­вестиционный план.

В разделе «Возможности фирмы {резюме)» определяются в при­оритетном порядке все направления деятельности фирмы, т.е. для стратегического планирования фирмы разрабатываются программа деятельности, цели и стратегия фирмы.

Резюме должно дать будущим кредиторам или инвесторам фир­мы (в том числе и акционерам) ответы на вопросы:

♦ что они получат при успешной реализации бизнес-плана;

♦ каков риск потери ими денег?

В разделе «Виды товаров (услуг)» описываются все товары и ус­луги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям. Фирма, которая хочет иметь стабильное положение на рынке,, обычно про­изводит несколько видов товаров, находящихся на разных стадиях

жизненного цикла.

Раздел «Рынки сбыта товаров (услуг)» направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша. При составлении этого раздела необходимо оценить потенциальную емкость рынка, потенциальный и реальный объем продаж (предложения), а также определить тип рынка, где реализуется основная часть товаров и услуг фирмы.

В разделе «Конкуренция на рынках сбыта» необходимо дать от­веты на вопросы, касающиеся конкурентоспособности фирмы, вы­явить слабые и сильные стороны ведения бизнеса конкурентами и определить наиболее действенные ответные меры.