5.1. Организация производства: сущность, формы
Организация производства — система мер, направленных на рационализацию сочетания в пространстве и времени вещественных элементов и людей, занятых в процессе производства.
Под организацией производственного процесса понимают методы подбора и сочетания его элементов в пространстве и времени в целях достижения эффективного конечного результата.
В основе организации производственного процесса (изготовления продукта) лежат следующие принципы:
• специализация, характеризующаяся ограничением номенклатуры и массовостью изготовления одноименной продукции (работ);
• непрерывность, предполагающая увеличение времени нахождения предмета труда в обработке, уменьшение времени нахождения его без движения в ожидании возобновления процесса изготовления, сокращение перерывов в использовании живого труда и средств труда;
• пропорциональность, требующая относительно равного выпуска продукции или объема выполняемых работ за определенный период времени всеми взаимосвязанными подразделениями предприятия, группами оборудования, рабочими местами, а также соответствия фонда времени работы оборудования и рабочих трудоемкости производственной программы; параллельность, включающая одновременное выполнение отдельных частей производственного процесса, концентрацию технологических операций на рабочем месте и совмещение во времени выполнения основных и вспомогательных операций;
* прямоточность, обеспечивающая кратчайшее расстояние движения предметов труда в процессе производства;
* ритмичность, предполагающая регулярное повторение процесса производства через равные промежутки времени;
* гибкость — возможность быстрой перестройки на выпуск новой продукции.
К формам организации производства относятся концентрация, специализация, диверсификация, кооперирование и комбинирование.
Концентрация представляет собой процесс сосредоточения изготовления продукции на ограниченном числе предприятий и в их производственных подразделениях.
Под специализацией понимается сосредоточение на предприятии и в его производственных подразделениях выпуска однородной, однотипной продукции или выполнения отдельных стадий технологического процесса.
Различают технологическую, предметную и подетальную специализацию.
Технологическая специализация — обособление предприятий, цехов и участков в целях выполнения определенных операций или стадий производственного процесса, например, прядильные, ткацкие и отделочные фабрики в текстильной промышленности.
Предметная специализация предполагает сосредоточение на предприятии (в цехе) производства полностью готовых видов продукции, например мотоциклов, велосипедов, посуды, хлебопродуктов и др.
Подетальная специализация, являясь разновидностью предметной, основана на производстве отдельных деталей и частей готовой продукции — моторов, подшипников и т.п.
Предпосылками повышения уровня специализации являются стандартизация, унификация и типизация процессов.
Стандартизация устанавливает строго определенные нормы качества, формы и размеры деталей, узлов, готовой продукции. Она создает предпосылки для ограничения номенклатуры выпускаемой продукции и увеличения масштабов ее производства.
Унификация предполагает сокращение существующего многообразия в типах конструкций, формах, размерах деталей, заготовок, узлов, применяемых материалов и выбор из них наиболее технологически и экономически целесообразных.
Типизация процессов состоит в ограничении разнообразия применяемых производственных операций, разработке типовых процессов для групп технологически однородных деталей.
В условиях конкуренции в ряде случаев более предпочтительной для предприятия является диверсификация производства, предполагающая разнообразие сфер деятельности за счет расширения номенклатуры выпускаемой продукции.
Кооперирование предполагает производственные связи предприятий, цехов, участков, совместно участвующих в производстве продукции. В его основе лежат подетальная и технологическая формы специализации. Внутризаводское кооперирование проявляется в передаче полуфабриката одними цехами другим, в обслуживании основных подразделений вспомогательными.
Комбинирование представляет собой соединение в одном предприятии производств, иногда разноотраслевых, но тесно связанных между собой. Комбинирование может иметь место:
♦ на базе сочетания последовательных стадий изготовления продукции (текстильные, металлургические и другие комбинаты);
♦ на основе комплексного использования сырья (предприятия нефтеперерабатывающей, химической промышленности);
♦ при выделении на предприятии подразделений по переработке отходов (предприятия лесной, кожевенной и других отраслей промышленности).
- 1. Субъекты и виды предпринимательской деятельности
- 2. Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства
- 3. Предпринимательский риск
- 4. Управление рисками и методы их оценки
- 5. Организация производственного процесса
- 5.1. Организация производства: сущность, формы
- 6. Производственный процесс
- 7. Производственный цикл
- 8. Поточное производство
- 9. Партионный и индивидуальный методы организации производства
- 10. Нововведения. Техническая и проектно-технологическая подготовка производства инвестирование нововведений
- 11. Техническая подготовка производства
- 12. Проектно-технологическая подготовка производства
- 13. Система разработки и постановки продукции на производство
- 14. Аренда и лизинг имущества. Франчайзинг
- 16. Инвестиции. Инвестиционная политика предприятия. Инвестиционный проект
- 17. Управление качеством продукции на предприятии качество продукции
- 18. Политика предприятия в области качества. Система качества
- 19. Стандартизация продукции
- 20. Сертификация продукции
- 21. Планирование хозяйственной деятельности предприятия методы планирования. Виды планов
- 22. Бизнес-план
- 23. Цены и ценообразование на предприятии понятие цены и ценовая политика предприятия
- 24. Ценовые стратегии
- 25. Ценовая система. Виды цен
- 26. Методы ценообразования
- 27. Зарубежный опыт учета затрат при ценообразовании
- 28. Управление финансами предприятия финансовое планирование на предприятии. Финансовый менеджмент
- 29. Оперативное финансовое планирование
- 30. Основные финансовые документы фирмы
- 31. Финансовая стратегия предприятия бюджет предприятия
- 32. Безубыточность работы предприятия. Точка безубыточности
- 33. Финансовая устойчивость предприятия. Леверидж
- 34. Банкротство предприятий сущность банкротства
- 35. Процедуры банкротства. Санация предприятий